Не хочу засорять тему у Дяди Саши конкретно о скутерном вариаторе , т.к. не знаю его характеристик и имею Сафари, но очень хочется кое-что сказать и обсудить, поэтому пишу в своей теме и применительно к своим комплектующим, но принцип все равно один и тот же.
Если взять 15 сильный Лифан, т.е. момент 25 Нм, то при радиусе полумуфты ведомого шкива Бурана 5 см (точно не помню, но например) она будет создавать усилие на сжатие ремня 25Нм/0,05м = 500Н = 51 кгс, умножить на отношение по углу наклона кулачков 1,15 и плюс сила пружины 10 кгс получаем 70 кгс.
Надо добавить силу преднатяга пружины, того что 120 градусов. Допустим, померяли мы его кантером, зацепившись за внешний радиус шкива 135 мм. Получили 5 кгс (приблизительно). Это значит, что на радиусе полумуфты 5 см действует сила 5*13,5/5 = 13,5 кгс. Умножить на коэффициент угла полумуфты 1,15, получаем еще 15 кгс усилия сжатия ремня.
Итого ремень сжимается конусами ведомого шкива с усилием 85 кгс при 25 Нм передаваемого момента. Больше не может, т.к. двигатель дальше не выдаст необходимый момент и начнет просаживаться.
Это точка баланса вариатора и двигателя, ведомого и ведужего шкивов.
Разогнались мы, ведомый раскрылся, ПЧ вариатора равно 1, едем, лепота. Впереди горка, нагрузка начинает расти. Двигатель начинает сбавлять, усилие сжатия ведущего начинает падать и становится меньше этих 85 кгс, т.е. усилие сжатия ведомого становится больше усилия сжатия ведущего, и последний начинает расходиться до достижения нового баланса.
В принципе, когда я определял усилие разведения ведущего, то где-то приблизительно 60 кгс у меня и получалось с регулятором оборотов, т.е. на номинальных оборотах двигателя. На более высоких оборотах муфта не работает, там усилие ведущего полумуфте не пересилить, да и не надо, пока обороты не упадут до номинальных.
Точность измерений, конечно, далеко не лабораторная, как собственно, и расчетов, реально они намного сложнее, но смысл моих рассуждений, я думаю, понятен. И не зря мне пришлось уменьшить преднатяг, сразу все встало на место. Двигатель не стал просаживаться вообще при отработке полуфуфты, и левый борт перестал отставать от правого.
Таким образом получается, что регулировкой преднатяга пружины мы можем изменять усилие сжатия ведомого в пределах преднатяга 13 кгс (от 0 до 120 градусов), что составляет 15-20% от общего усилия.
В скутерном вариаторе преднатяга нет, и уменьшить усилие сжатия пружины на всю ее величину мы тоже не можем, т.е. убрать пружину совсем, поэтому там диапазон настройки еще меньше, остаются грузы, ими можно попасть в диапазон работы ведомого, и смысла точить пружину не вижу.
Еще это значит, что нельзя просто так переставить вариатор с одного двигателя на другой в два раза меньшей мощности, необходима его настройка под мотор, иначе он будет работать просто как ЦР без регулирования момента.
Если кто поправит или даже разнесет ход моих мыслей в пух и прах, то заранее спасибо!