Танковое направление. Поворот на вариаторах.

Гусеницы для снегоходов и спецтехники

Riper69

Ветеран
Регистрация
30 Ноя 2013
Сообщения
2.429
Реакции
362
Возраст
55
Местонахождение
Радужный, ХМАО
Имя
Игорь Петрович
Техника
Танкетка Полигон
Впрочем, и для зимы она тоже не годится. Кристаллы снега будут пролазить через сальники подобно песчинкам, превращаясь в подшипниках в воду, а затем и лед. Думаю, проехать на снегоходе по воде не так страшно, как натрамбовать снега в гусянку. Многие кидали подшипники в ведро с водой, и они оставались сухими изнутри. А с учетом того, что на бортовом повороте снег будет попадать в гусянки чаще, чем на обычном плавно поворачивающем снегоходе, вывод напрашивается соответствующий.
 

Сергей Самара

Ветеран
Регистрация
2 Дек 2009
Сообщения
9.357
Реакции
2.272
Возраст
61
Местонахождение
САМАРА
Имя
Сергей
Техника
Снегоход НАША РАША
Я подшипники катков забиваю литолом полностью,одеваю щёки,лишнее выдавливается.Для воды там места не остаётся.Когда просто мазал шарики как на заводе,то приходилось после зимы перебирать все катки.Снег не страшен,а вот вода быстро всё портит,особенно если в лето так оставить.
 

Riper69

Ветеран
Регистрация
30 Ноя 2013
Сообщения
2.429
Реакции
362
Возраст
55
Местонахождение
Радужный, ХМАО
Имя
Игорь Петрович
Техника
Танкетка Полигон
Я подшипники катков забиваю литолом полностью,одеваю щёки,лишнее выдавливается.Для воды там места не остаётся.Когда просто мазал шарики как на заводе,то приходилось после зимы перебирать все катки.Снег не страшен,а вот вода быстро всё портит,особенно если в лето так оставить.
Читаю бурановскую ветку. Кто забивал литолом, пишут, что на морозе дубеет смазка, тяга падает, а с нашими движками так вообще, наверное не поедет.
 

Сергей Самара

Ветеран
Регистрация
2 Дек 2009
Сообщения
9.357
Реакции
2.272
Возраст
61
Местонахождение
САМАРА
Имя
Сергей
Техника
Снегоход НАША РАША
Это по началу,потом нормально,у меня всё едет.Конечно со смазкой полюбому трудней будет чем сухой.
Тут либо забить на скорость -2км\ч по тропе,в снегу пофигу,либо трясти катки каждой весной.
 

Riper69

Ветеран
Регистрация
30 Ноя 2013
Сообщения
2.429
Реакции
362
Возраст
55
Местонахождение
Радужный, ХМАО
Имя
Игорь Петрович
Техника
Танкетка Полигон
Это по началу,потом нормально,у меня всё едет.Конечно со смазкой полюбому трудней будет чем сухой.
Тут либо забить на скорость -2км\ч по тропе,в снегу пофигу,либо трясти катки каждой весной.
Согласен. Литол и шприц лежат наготове :). Но буду изучать вопрос и думать что-то все равно, т.к. задумка была всесезонного использования.
 

Riper69

Ветеран
Регистрация
30 Ноя 2013
Сообщения
2.429
Реакции
362
Возраст
55
Местонахождение
Радужный, ХМАО
Имя
Игорь Петрович
Техника
Танкетка Полигон
Сделали кольца на вариаторы, буду облегчать конструкцию выжимных набалдашников.

IMG_20160826_013045 уменьш.jpg
 

Riper69

Ветеран
Регистрация
30 Ноя 2013
Сообщения
2.429
Реакции
362
Возраст
55
Местонахождение
Радужный, ХМАО
Имя
Игорь Петрович
Техника
Танкетка Полигон
Общался сегодня с Владимиром из ХМ, фото самоделок которого выкладывал Silver на стр.202 и 233 темы "О разном". Он подсказал мне хорошее решение против песка, и мне оно кажется реально рабочим. Старый дедовский тракторно-салидольный способ, проверенный годами. Способ такой. Между подшипником катка и внутренней его щекой ставится кольцо, пропитанное маслом, и выбитое пробойником из противопожарной войлочной кошмы 12-13 мм толщиной. Валенок не годится, т.к. его поверхность не ровная и плотность не однородная. Внутренний диаметр кольца 25 мм, наружный 52 по подшипнику. При сборке получается хороший прожим, каток сразу вращается туго от руки, но потом прирабатывается. Кольцо крутится вместе с катком, внешней обоймой подшипника и его сальником. Скольжение происходит только по оси тележки и внутренней обойме подшипника. Буду искать подходящую кошму и пробовать.
Еще сегодня подогнали нулевый глушитель от 99 модели. Кто-нибудь пытался на Лифан 15 сил такой ставить, какой эффект?
IMG_20160826_190037 уменьш.jpg
 

Riper69

Ветеран
Регистрация
30 Ноя 2013
Сообщения
2.429
Реакции
362
Возраст
55
Местонахождение
Радужный, ХМАО
Имя
Игорь Петрович
Техника
Танкетка Полигон
Не хочу засорять тему у Дяди Саши конкретно о скутерном вариаторе , т.к. не знаю его характеристик и имею Сафари, но очень хочется кое-что сказать и обсудить, поэтому пишу в своей теме и применительно к своим комплектующим, но принцип все равно один и тот же.
Если взять 15 сильный Лифан, т.е. момент 25 Нм, то при радиусе полумуфты ведомого шкива Бурана 5 см (точно не помню, но например) она будет создавать усилие на сжатие ремня 25Нм/0,05м = 500Н = 51 кгс, умножить на отношение по углу наклона кулачков 1,15 и плюс сила пружины 10 кгс получаем 70 кгс.
Надо добавить силу преднатяга пружины, того что 120 градусов. Допустим, померяли мы его кантером, зацепившись за внешний радиус шкива 135 мм. Получили 5 кгс (приблизительно). Это значит, что на радиусе полумуфты 5 см действует сила 5*13,5/5 = 13,5 кгс. Умножить на коэффициент угла полумуфты 1,15, получаем еще 15 кгс усилия сжатия ремня.
Итого ремень сжимается конусами ведомого шкива с усилием 85 кгс при 25 Нм передаваемого момента. Больше не может, т.к. двигатель дальше не выдаст необходимый момент и начнет просаживаться.
Это точка баланса вариатора и двигателя, ведомого и ведужего шкивов.
Разогнались мы, ведомый раскрылся, ПЧ вариатора равно 1, едем, лепота. Впереди горка, нагрузка начинает расти. Двигатель начинает сбавлять, усилие сжатия ведущего начинает падать и становится меньше этих 85 кгс, т.е. усилие сжатия ведомого становится больше усилия сжатия ведущего, и последний начинает расходиться до достижения нового баланса.
В принципе, когда я определял усилие разведения ведущего, то где-то приблизительно 60 кгс у меня и получалось с регулятором оборотов, т.е. на номинальных оборотах двигателя. На более высоких оборотах муфта не работает, там усилие ведущего полумуфте не пересилить, да и не надо, пока обороты не упадут до номинальных.
Точность измерений, конечно, далеко не лабораторная, как собственно, и расчетов, реально они намного сложнее, но смысл моих рассуждений, я думаю, понятен. И не зря мне пришлось уменьшить преднатяг, сразу все встало на место. Двигатель не стал просаживаться вообще при отработке полуфуфты, и левый борт перестал отставать от правого.
Таким образом получается, что регулировкой преднатяга пружины мы можем изменять усилие сжатия ведомого в пределах преднатяга 13 кгс (от 0 до 120 градусов), что составляет 15-20% от общего усилия.
В скутерном вариаторе преднатяга нет, и уменьшить усилие сжатия пружины на всю ее величину мы тоже не можем, т.е. убрать пружину совсем, поэтому там диапазон настройки еще меньше, остаются грузы, ими можно попасть в диапазон работы ведомого, и смысла точить пружину не вижу.
Еще это значит, что нельзя просто так переставить вариатор с одного двигателя на другой в два раза меньшей мощности, необходима его настройка под мотор, иначе он будет работать просто как ЦР без регулирования момента.
Если кто поправит или даже разнесет ход моих мыслей в пух и прах, то заранее спасибо!
 
Последнее редактирование:

Riper69

Ветеран
Регистрация
30 Ноя 2013
Сообщения
2.429
Реакции
362
Возраст
55
Местонахождение
Радужный, ХМАО
Имя
Игорь Петрович
Техника
Танкетка Полигон
Общался сегодня с Владимиром из ХМ, фото самоделок которого выкладывал Silver на стр.202 и 233 темы "О разном". Он подсказал мне хорошее решение против песка, и мне оно кажется реально рабочим. Старый дедовский тракторно-салидольный способ, проверенный годами. Способ такой. Между подшипником катка и внутренней его щекой ставится кольцо, пропитанное маслом, и выбитое пробойником из противопожарной войлочной кошмы 12-13 мм толщиной. Валенок не годится, т.к. его поверхность не ровная и плотность не однородная. Внутренний диаметр кольца 25 мм, наружный 52 по подшипнику. При сборке получается хороший прожим, каток сразу вращается туго от руки, но потом прирабатывается. Кольцо крутится вместе с катком, внешней обоймой подшипника и его сальником. Скольжение происходит только по оси тележки и внутренней обойме подшипника. Буду искать подходящую кошму и пробовать.
Еще сегодня подогнали нулевый глушитель от 99 модели. Кто-нибудь пытался на Лифан 15 сил такой ставить, какой эффект?
Посмотреть вложение 1038086
Напутал я все, Владимир меня поправил. Кольца делаются с внутренним диаметром 24 и наружным 42,5, и тогда все получается плотно и встает как надо. Выбиваются пробойником с двумя трубками соответствующих диаметров. Кошмы пока нигде не нашел, но зато купил шуруповерт отечественный всего за 2200 руб., Вихрь называется. Готовлюсь катки перебирать. В идеале еще бы от развальцовки осей катков на стопорные кольца перейти, как у Владимира, но пока нет возможности.
 

Сергей Самара

Ветеран
Регистрация
2 Дек 2009
Сообщения
9.357
Реакции
2.272
Возраст
61
Местонахождение
САМАРА
Имя
Сергей
Техника
Снегоход НАША РАША
Чтобы не перевальцовывать,ввари гайки внутрь трубы.Шайба+винт в потай на фиксаторе.Болт не катит ,будет упираться в щёку.Хотя щёку можно изнутри выстучать на оправке.
 

Riper69

Ветеран
Регистрация
30 Ноя 2013
Сообщения
2.429
Реакции
362
Возраст
55
Местонахождение
Радужный, ХМАО
Имя
Игорь Петрович
Техника
Танкетка Полигон
Чтобы не перевальцовывать,ввари гайки внутрь трубы.Шайба+винт в потай на фиксаторе.Болт не катит ,будет упираться в щёку.Хотя щёку можно изнутри выстучать на оправке.
Неплохой вариант, только с моими сварочными способностями труба вся вентилируемая получится, и посадочных мест под подшипники не останется.. Надо подумать, можно типа стаканчиков с резьбой наточить, вставлять в трубу и прихватывать их сквозь трубу точечно уже дальше от подшипника за катком. Хотя если точить, то уже лучше сразу под стопорные кольца, надежно и быстро снимать.
 
Последнее редактирование:

Сергей Самара

Ветеран
Регистрация
2 Дек 2009
Сообщения
9.357
Реакции
2.272
Возраст
61
Местонахождение
САМАРА
Имя
Сергей
Техника
Снегоход НАША РАША
Можно ещё проще.Стянуть шпилькой М6 шайбы на сквозняк.Будет держать сразу два подшипника.
 

Riper69

Ветеран
Регистрация
30 Ноя 2013
Сообщения
2.429
Реакции
362
Возраст
55
Местонахождение
Радужный, ХМАО
Имя
Игорь Петрович
Техника
Танкетка Полигон
Можно ещё проще.Стянуть шпилькой М6 шайбы на сквозняк.Будет держать сразу два подшипника.
Че-то как-то такой вариант не айс. 16 шпилек, гайки в наружные щеки упрутся, сам говорил, вес, один подшипник чтобы заменить, надо два катка разбирать, всю тележку снимать даже если наружный подшипник поменять.
 

Riper69

Ветеран
Регистрация
30 Ноя 2013
Сообщения
2.429
Реакции
362
Возраст
55
Местонахождение
Радужный, ХМАО
Имя
Игорь Петрович
Техника
Танкетка Полигон
В скутерном вариаторе преднатяга нет, и уменьшить усилие сжатия пружины на всю ее величину мы тоже не можем, т.е. убрать пружину совсем, поэтому там диапазон настройки еще меньше, остаются грузы, ими можно попасть в диапазон работы ведомого, и смысла точить пружину не вижу.
Как оказалось, пружина скутерного ведомого почти под 40 кгс, поэтому дабы никого не ввести в заблуждение, исправлюсь. Диапазон регулировки изменением жесткости пружины у скутерного варика есть.
 

alekсандр

Старожил
Регистрация
14 Дек 2014
Сообщения
1.204
Реакции
134
Возраст
55
Местонахождение
novoeniseisk
Имя
aleksandr
Техника
gaz 66
Хотя если точить, то уже лучше сразу под стопорные кольца, надежно и быстро снимать.
я ставил колечки стопора от тазовских шрусов самый бюджетный вариант,главно чтоб колечки были тонкими и сильно не высовывались тоды слететь никаких вариантов т.к потшипник имеет фасочку .
 

Riper69

Ветеран
Регистрация
30 Ноя 2013
Сообщения
2.429
Реакции
362
Возраст
55
Местонахождение
Радужный, ХМАО
Имя
Игорь Петрович
Техника
Танкетка Полигон
я ставил колечки стопора от тазовских шрусов самый бюджетный вариант,главно чтоб колечки были тонкими и сильно не высовывались тоды слететь никаких вариантов т.к потшипник имеет фасочку .
Стопорные, мне кажется, удобнее всего в обслуживании, снимать легче. Делать буду не скоро, но пока к ним склоняюсь. А под колечки канавки других размеров? Сейчас по снегу главное погонять, а до него еще кучу мелочей доделать осталось, а зима на носу. Уже похолодало, дождит и листья опадают. Под сидушкой в первую очередь бока надо закрыть, да так, чтобы цепи снег на вариаторы не набрасывали. Как подумаешь, что надо сделать еще, так интерес пропадает. На восстановление авто планируемый второй гараж потратил, теперь танкетка как помеха. Осень началась и хандра :).
 

Riper69

Ветеран
Регистрация
30 Ноя 2013
Сообщения
2.429
Реакции
362
Возраст
55
Местонахождение
Радужный, ХМАО
Имя
Игорь Петрович
Техника
Танкетка Полигон
Не хочу засорять тему у Дяди Саши конкретно о скутерном вариаторе , т.к. не знаю его характеристик и имею Сафари, но очень хочется кое-что сказать и обсудить, поэтому пишу в своей теме и применительно к своим комплектующим, но принцип все равно один и тот же.
Если взять 15 сильный Лифан, т.е. момент 25 Нм, то при радиусе полумуфты ведомого шкива Бурана 5 см (точно не помню, но например) она будет создавать усилие на сжатие ремня 25Нм/0,05м = 500Н = 51 кгс, умножить на отношение по углу наклона кулачков 1,15 и плюс сила пружины 10 кгс получаем 70 кгс.
Надо добавить силу преднатяга пружины, того что 120 градусов. Допустим, померяли мы его кантером, зацепившись за внешний радиус шкива 135 мм. Получили 5 кгс (приблизительно). Это значит, что на радиусе полумуфты 5 см действует сила 5*13,5/5 = 13,5 кгс. Умножить на коэффициент угла полумуфты 1,15, получаем еще 15 кгс усилия сжатия ремня.
Итого ремень сжимается конусами ведомого шкива с усилием 85 кгс при 25 Нм передаваемого момента. Больше не может, т.к. двигатель дальше не выдаст необходимый момент и начнет просаживаться.
Это точка баланса вариатора и двигателя, ведомого и ведужего шкивов.
Разогнались мы, ведомый раскрылся, ПЧ вариатора равно 1, едем, лепота. Впереди горка, нагрузка начинает расти. Двигатель начинает сбавлять, усилие сжатия ведущего начинает падать и становится меньше этих 85 кгс, т.е. усилие сжатия ведомого становится больше усилия сжатия ведущего, и последний начинает расходиться до достижения нового баланса.
В принципе, когда я определял усилие разведения ведущего, то где-то приблизительно 60 кгс у меня и получалось с регулятором оборотов, т.е. на номинальных оборотах двигателя. На более высоких оборотах муфта не работает, там усилие ведущего полумуфте не пересилить, да и не надо, пока обороты не упадут до номинальных.
Точность измерений, конечно, далеко не лабораторная, как собственно, и расчетов, реально они намного сложнее, но смысл моих рассуждений, я думаю, понятен. И не зря мне пришлось уменьшить преднатяг, сразу все встало на место. Двигатель не стал просаживаться вообще при отработке полуфуфты, и левый борт перестал отставать от правого.
Таким образом получается, что регулировкой преднатяга пружины мы можем изменять усилие сжатия ведомого в пределах преднатяга 13 кгс (от 0 до 120 градусов), что составляет 15-20% от общего усилия.
В скутерном вариаторе преднатяга нет, и уменьшить усилие сжатия пружины на всю ее величину мы тоже не можем, т.е. убрать пружину совсем, поэтому там диапазон настройки еще меньше, остаются грузы, ими можно попасть в диапазон работы ведомого, и смысла точить пружину не вижу.
Еще это значит, что нельзя просто так переставить вариатор с одного двигателя на другой в два раза меньшей мощности, необходима его настройка под мотор, иначе он будет работать просто как ЦР без регулирования момента.
Если кто поправит или даже разнесет ход моих мыслей в пух и прах, то заранее спасибо!
Ошибся с коэффициентом угла полумуфты, при 30 градусах он равен двум, поэтому преднатяг пружины 5 кгс добавляет к усилию сжатия конусов 27кгс , им то мы и можем регулировать характеристику вариатора, а это от трети до половины общего усилия сжатия в зависимости от момента на валу. До написания моего текста хотел менять в тайговском пружину и угол наклона, как на буране, а теперь забил свои формулы в Exel и сразу стало понятно в сравнении усилие сжатия ведомых Буран и Патруль. Играюсь цифрами и углами полумуфт. Можно не меняя пружины в тайговском выйти на характеристику бурановского изменением угла наклона кулачков.
Усилие сжатия конусов разложил на три составляющие:
1. Усилие сжатия пружины при рабочей деформации.
2. Осевое усилие полумуфты от преднатяга пружины.
3. Осевое усилие полумуфты от момента на валу.
 
Последнее редактирование:

Сергей Самара

Ветеран
Регистрация
2 Дек 2009
Сообщения
9.357
Реакции
2.272
Возраст
61
Местонахождение
САМАРА
Имя
Сергей
Техника
Снегоход НАША РАША
Натягивай гуси сильнее.
 

Riper69

Ветеран
Регистрация
30 Ноя 2013
Сообщения
2.429
Реакции
362
Возраст
55
Местонахождение
Радужный, ХМАО
Имя
Игорь Петрович
Техника
Танкетка Полигон
Натянуто так, что одному толкать можно, только хорошо упершись. Килограмм 50 минимум тяги отбирает. Думал, наоборот ослабить, но сначала сделать ограничители.
 

Сергей Самара

Ветеран
Регистрация
2 Дек 2009
Сообщения
9.357
Реакции
2.272
Возраст
61
Местонахождение
САМАРА
Имя
Сергей
Техника
Снегоход НАША РАША
Ограничители не дадут звёздам съехать,а катки так и будут съезжать,тут вариантов вроде как ещё не придумано кроме натяжки.Причём в снегу это будет ещё сильнее,на тропе проблем не будет.
 

Riper69

Ветеран
Регистрация
30 Ноя 2013
Сообщения
2.429
Реакции
362
Возраст
55
Местонахождение
Радужный, ХМАО
Имя
Игорь Петрович
Техника
Танкетка Полигон
Ограничители не дадут звёздам съехать,а катки так и будут съезжать,тут вариантов вроде как ещё не придумано кроме натяжки.Причём в снегу это будет ещё сильнее,на тропе проблем не будет.
Тут не соглашусь. Обрати внимание на снимок из видео, гусеница прямая, она не гнется в плоскости, а съезжает прямая, вернее, она стремится остаться на месте, а танкетка выехать из нее. Как не натягивай, а ход пружин у тележек остается, ведь весь ты его натяжкой не выберешь, да и зачем тогда пружины, если их натягивать до предела, смысл подвески теряется, а потеря силы тяги увеличивается.
Упор тоже не надежен и гусеницу подворачивать может, перемычки на окнах переломит рано или поздно. Можно еще на предпоследнюю тележку вместо пары катков ведомые звезды поставить, как у Рыбохода. Владимир из ХМ такую схему тоже рекомендовал, он ее реализовал, но пока испытать не успел.
 

dakota

Вождь
Регистрация
12 Янв 2013
Сообщения
5.764
Реакции
2.199
Возраст
56
Местонахождение
Snow
Имя
Ильгиз Раисович
Техника
Снегоходные самоделки
Тут не соглашусь. Обрати внимание на снимок из видео, гусеница прямая, она не гнется в плоскости, а съезжает прямая, вернее, она стремится остаться на месте, а танкетка выехать из нее. Как не натягивай, а ход пружин у тележек остается, ведь весь ты его натяжкой не выберешь, да и зачем тогда пружины, если их натягивать до предела, смысл подвески теряется, а потеря силы тяги увеличивается.
Упор тоже не надежен и гусеницу подворачивать может, перемычки на окнах переломит рано или поздно. Можно еще на предпоследнюю тележку вместо пары катков ведомые звезды поставить, как у Рыбохода. Владимир из ХМ такую схему тоже рекомендовал, он ее реализовал, но пока испытать не успел.
Игорь,привет.
Я правильно понял, что сход гусеницы происходит только на ведущих валах(задних)? Скоро и мне предстоит испытывать, работа у меня хоть медленно, но движется, с трансмиссией все еще копаюсь. За твоей темой очень внимательно слежу.
Если тебе ведущие валы опустить максимально вниз, я думаю проблема схода гусениц уменьшится.
 

Riper69

Ветеран
Регистрация
30 Ноя 2013
Сообщения
2.429
Реакции
362
Возраст
55
Местонахождение
Радужный, ХМАО
Имя
Игорь Петрович
Техника
Танкетка Полигон
Игорь,привет.
Я правильно понял, что сход гусеницы происходит только на ведущих валах(задних)? Скоро и мне предстоит испытывать, работа у меня хоть медленно, но движется, с трансмиссией все еще копаюсь. За твоей темой очень внимательно слежу.
Если тебе ведущие валы опустить максимально вниз, я думаю проблема схода гусениц уменьшится.
Ильгиз, привет! У меня ведущие передние, сходят задние ведомые. Осмысливаю пока между делом, пока только догадки и предположения.
 

Riper69

Ветеран
Регистрация
30 Ноя 2013
Сообщения
2.429
Реакции
362
Возраст
55
Местонахождение
Радужный, ХМАО
Имя
Игорь Петрович
Техника
Танкетка Полигон
Игорь,привет.
Я правильно понял, что сход гусеницы происходит только на ведущих валах(задних)? Скоро и мне предстоит испытывать, работа у меня хоть медленно, но движется, с трансмиссией все еще копаюсь. За твоей темой очень внимательно слежу.
Если тебе ведущие валы опустить максимально вниз, я думаю проблема схода гусениц уменьшится.
Ильгиз, твоя рекомендация с опусканием вала близка к идее заменить пару катков на звезды. Вот думаю Владимир очень прав, что советует поставить звезды вместо катков именно на средней тележке. Именно там при повороте и развороте минимальная боковая нагрузка на звезды будет, ибо там центр тяжести, и именно там меняется направление сил, т.е. переходит через ноль (эпюра). Подскажи, пожалуйста, как ты звезды ведомые на подшипники посадил? Наверное, это решение пока возьму за основное.
 
Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу