Э, Саш, нет-нет и нет. Я никогда не претендовал на право изобретения. Я просто применил многие моменты в конструкции толкача, которые в серийных снегоходах являются обычным делом. Для меня вообще кажется странным, что именно в толкачах никто просто не хочет этого делать. Так и идут по накатанной и трезвонят всем, что толкач валкий, громоздкий, плохоуправляемый. А вот как это можно исправить даже никто и не задумывался. Я просто применил обычные для снегоходов принципы в конструкции толкача и получил нечто среднее. Да, он длиннее чем обычный снегоход, но по управляемости он не только не уступает, а зачастую даже выигрывает своих лыжных собратьев. Не каждый снегоход может похвастать тем, что способен развернуться на пятачке диаметром 4 метра. По проходимости в лесу, в кустах, снегоход мне не конкурент, это уже испытано. Таким образом мне получилось соединить в конструкции Гаджета хорошие качества снегохода ( устойчивость, маневренность) с хорошими качествами толкача (проходимость)
С круглым носом рулевой лыжи продолжаю оставаться не согласным. Если оно быдет идти без дифферента, то его будет затирать как "Красина" во льдах, а идти с дифферентом такому коротышу, очень противопоказано, ибо угол дифферента получается уж слишком большим. Это и есть та самая езда в гору.
Я не собираюсь никого переубеждать по поводу форм нашего корыта. Просто опишу последовательность своих мыслей. А уж Вам решать, соглашаться с этим, или нет.
Итак, я исходил из того, что корыто должно двигаться в снегу с небольшим дифферентом (2...3 градуса) днища к поверхности снега. Об этом говорится во многих книгах и справочниках по строительству снегоходной техники и аэросаней. При таком положении наше корыто будет создавать наименьшее сопротивление движению толкача. Любое другое положение корыта (зарывание носом, большой дифферент на корму) создаёт эффект бульдозерности, что резко увеличивает сопротивление движению. Также, сделав несложные расчеты, я пришел к выводу, что корыто большой площади для толкача - это зло. Для эффективного движения нужно стремиться выравнивать давления на снег от корыта и от буксировщика. Сразу скажу, что нет никакого смысла выравнивать давления, если букс на стандартной гусянке весит более 130...140 кг. В противном случае это будет тот же самый бульдозер. А это значит, что нужно стремится снижать вес самого буксировщика. Идеальным считаю вес букса около 100 кг. Добиться этого не легко, но реально. О всяких грузах, перевозимых на буксировщике следует забыть. Итак, для выравнивания давлений необходимо уменьшать эффективную площадь корыта. Следует учесть, что ширина корыта для 500-ой гуси должна быть не меньше 600 мм, но и не больше 700 мм. Это нужно для того. чтобы создать для следом идущего букса воздушные карманы по бокам, в которые должен выходить снег, попавший вовнутрь
гусеницы (самоочистка
гусеницы). При б
ольшей ширине резко возрастает лобовое сопротивление от корыта. Рассуждаем дальше. Путем несложных расчетов мне удалось выяснить, что при весе водителя около 100 кг и распределении этого веса в пропорции 60/40...70/30 (большинство толкачей имеют такие пропорции) эффективная площадь корыта должна быть 0,4...0,45 м кв. Задавая ширину , несложно посчитать длину "пятна контакта" корыта. Зная длину, я сделал в Автокаде несколько моделей профиля корыта с разными радиусами закругления носовой и кормовой частей. Если следовать рекомендациям книг, то радиус закругления носа желателен в 1 м. При таком радиусе у днища корыта практически отсутствует горизонтальный участок. Этот участок необходим для выглаживания поверхности снега после его смятия в носовой части. В процессе моделирования я нашел золотую середину и радиус скругления носовой части у нашего корыта получился 0,8 м, а длина по верху получилась 1 м ( с учетом отбортовки 1,05 м)
С площадью и размерами корыта разобрались. Теперь по поводу круглого носа. Предлагаю рассмотреть следующую схему
На этой схеме я указал основные силы, действующие на рулевое корыто. Здесь Р - вес, приходящий на корыто от водителя (Рвк) и части рамы толкача (Ррк); Ркор - вес самого корыта; Р гр - вес груза, перевозимого в корыте ( запас бензина, инструмент, ЗИП); Fтр - сила трения днища корыта о снег; Fсд - сила сдвига снега; Fпод - подъемная сила, которая задирает нос корыта.
Вот здесь хочу остановится на двух силах Fсд и Fпод, ибо желание максимально снизить именно эти силы определило форму носа нашего корыта.
Сила сдвига Fсд=Sсд х Kсд, где Sсд= Н х В - площадь сдвига (В -ширина днища корыта; - глубина погружения корыта в снег); Ксд - коэффициент сдвига. Площадь сдвига Sсд мы менять не можем, т.к. при выравнивании давлений букса и корыта, последнее должно заглубиться в снег так, чтобы букс уже практически не проделывал эту работу. Коэффициент сдвига Ксд сильно зависит от радиуса закругления носовой части. При увеличении радиуса закругления Ксд уменьшается сводя к минимуму силу сдвига Fсд.
Аналогично рассуждаем и с подъемной силой Fпод = Sлоб х К под, где Sлоб - лобовая площадь (Sлоб=Sсд); Кпод - коэффициент подъемной силы. С площадью всё понятно, а коэффициент Кпод также сильно зависит от радиуса загиба носовой части.
Тут ещё надо заметить, что при движении корыта в снегу перед корытом образуется волна снега ( наволакивание). Эта волна способствует увеличению наших коэффициентов Ксд и Кпод, что в свою очередь приводит к крайне нежелательному увеличению сил Fсд и Fпод. Как уменьшить это наволакивание снега? Ответ напрашивается сам собой. Надо сделать так, чтобы снег не наволакивался, а раздвигался в стороны аналогично тому, как это делают лодки и катера. Конечно для раздвигания снега затрачивается какая-то энергия, но эта энергия в разы меньше той энергии, которая тратится в борьбе с наволакиванием. А далее всё по накатанной. Делать форму носа нашего корыта аналогично форме носа лодки не совсем хорошо, вырастает длина корыта, что для толкача не совсем хорошо. Поэтому было принято компромиссное решение сделать форму носа округлой. Кстати такая форма носа очень хорошо раздвигает в стороны (а не подминает под себя) мелкий кустарник, что несомнено положительное качество. Кроме этого, если в лесу носом вскользь наехать на дерево или на пень, то наше корыто просто отбросит в сторону. А вот если такое проделать с обычным корытом, то будет хороший удар со всеми вытекающими последствиями
Вот видео со стороны, как наше прошлогоднее корыто отбрасывает снег в сторону
У обычного корыта при таком движении перед корытом образуется волна снега.