Отвечу в своей теме на вопрос отсюда:
http://www.snowmobile.ru/forum/index.php?threads/109015/page-3#post-4958432
Дык я и говорю реклама. Если бы был уверен ,то не ложил ЗИП
ЗиП к моим вездеходам основан на опыте владения. Действительно, качество отечественных запчастей оставляет желать лучшего. Часть из них в принципе не рассчитаны на работу в таких режимах и с такими нагрузками. Альтернатива в виде крепких, надежных запчастей имеется, но кто будет за это платить, когда почти не ломающийся Бобик станет стоить 1 млн. рублей, при наличии на рынке десятков вариантов за 150-250 т.р.? Чтобы продавать такой вездеход нужен хороший рекламный бюджет и талант. Ни тем, ни другим я, к сожалению, не обладаю. Поэтому работаю в тех условиях и с теми запчастями, что могу себе позволить.
Итак, по-порядку:
1) Ремни. Изначально они брались и ставились из ближайшего магазина запчастей для сельхозтехники. В глубинку, как правило, привозят исключительно недорогие запчасти, потому что на нормальные у народа денег нет и они будут лежать годами на полках (это не моя мысль - это так продавцы говорят). Ходили такие ремни ну очень мало. Буквально 30-50 км и хана ремням. Я считал это не серьезным и чтобы хоть как-то сгладить ситуацию, прикладывал к каждому вездеходу по 3-4 комплекта в запас. Одновременно, с выявлением проблемы, стал вестись подбор ремней. Покупал в интернете или в областном центре ремни разных фирм и катал на них до посинения, благо, на начальном этапе строительства вездеходов, слезать с них не хотелось. Это сейчас уже глаза на них не смотрят, а шесть-семь лет назад было все иначе. Некоторые ремни были просто фуфло. Некоторые хороши, но слишком цепкие - сцепление почти не выключалось, как его не регулируй. И вот, наконец, нашлись ремни, которые были и достаточно надежны (при правильной регулировке одного комплекта хватает на 500-700 км, а то и больше), и в то же время приемлемо вели себя при выключении сцепления. Все хорошо, но встал вопрос, что делать покупателю, когда из строя выйдет первый комплект? Где брать такие же? Не все же рядом с интернетом и транспортными компаниями живут (кстати, это основная причина формирования всего ЗиПа - удаленность от цивилизации значительной части покупателей моих вездеходов). Т.к. ремни стоили относительно недорого, то мной было принято решение продолжать прикладывать к вездеходу по 3-4 комплекта запасных ремней.
2) С цепями примерно та же история. Есть фуфловые недорогие цепи, есть хорошие дорогие. Хорошие цепи и меньшего шага прекрасно держат нагрузку. Но, т.к. мной изначально был выбран увеличенный шаг цепи (они доступнее в отдаленных уголках, чем сальниковые мотоцепи именитых производителей), то я остановил свой выбор на цепях посредственного качества, но увеличенного шага (тульского завода цепей, 19,05 мм, если кому интересно). До кризиса стоили они вообще копейки - 300 руб за кусок нужной длины + 15 руб замок. Сейчас стоят дороже, но все равно приемлемо. Потратив лишнюю тысячу рублей и приложив в ЗиП две цепи с замками, я решал проблему головной боли у покупателя, где взять такую цепь.
3) Звезды. Если вовремя менять цепи, то звезды ходят годами. У некоторых уже пять лет первый комплект все еще ходит. А вот если цепи не менять вовремя, то первой начинает вынашиваться ведущая звезда. Соотношение примерно на 2 ведущих 1 ведомая. Плюс отдельные заказчики не могли определиться на тягу им вездеход настраивать или на скорость. А это легко сделать, если заменить ведущую звезду на иное количество зубов: больше - на скорость, меньше - на тягу. Вот и стал прикладывать в ЗиП запасную ведомую звезду: с разным количеством зубьев для не определившихся и с одинаковым количеством зубьев для остальных.
4) Набор подшипников. Подшипники ходят долго, но покупатель вездехода не знает ни их ресурса, ни номера подшипника, которые я установил в поворотный кулак, ременное сцепление и т.п. Если о подшипниках того же моста все можно почитать в интернете заранее, то о том, что я соизволил напихать в кулак, знаю только я. Или же узнаешь, когда разберешь узел. Так мало узнать, надо еще и купить где-то, а это время. Здесь же берешь подшипники из ЗиПа, устанавливаешь, ездишь и, пока есть время, покупаешь себе еще такой же в ЗиП. Набор из 10 китайских подшипников, что я применяю на вездеходе помимо подшипников в стандартных деталях, стоит 1000 руб. Не сильно накладно вроде.
5) Рулевая рейка. По поводу их надежности есть множество тем и отдельных сообщений на различных форумах. Если коротко, то рейки вообще не предназначены работать в таких условиях, которые им предоставляют вездеходы-переломки. На классической схеме удары колес в неровности воспринимают рычаги подвески, рейка лишь задает угол колес относительно продольной линии автомобиля. На переломке же все ударные нагрузки воспринимает именно рейка. И чем крепче держать руль, чем тяжелее и быстрее вездеход, тем быстрее рейка сломается. Неудивительно, что они и ломаются. Зато рейки широко распространены и стоят существенно меньше рулевых механизмов грузовиков, которые бы и надо устанавливать. Да и крепить их попроще. Вот между двумя этими полюсами и приходится лавировать производителям. Все решают проблемы по разному. Я устанавливаю рулевой демпфер и даю одну рейку в запас.
Кстати. Изначально я в запас рейки не давал. Но как-то звонит мне покупатель. Он приобрел Бобика для промысловых нужд и забрал его в тайгу. И вот, в начале сезона, буквально через неделю после начала эксплуатации, он на скорости попадает в яму, скрытую в высокой траве и ломает рейку пополам. Возникает вопрос, где в тайге взять рейку? Да и не в тайге особо-то ее не купишь, т.к. он живет у черта на куличках и туда из дорог есть только зимник. А дело было уже весной и зимник растаял. Вездеход на гарантии. Кстати, там где-то вопрос еще о гарантиях звучал. Так вот, все мои вездеходы старых моделей выпускались с гарантией в 6 месяцев, без ограничения пробега. Причем гарантия на все. Даже вот в таких случаях, когда вездеход ломался по причине невнимательного вождения, я не спорил и высылал запчасти по гарантии. Так и в этом случае. Из доставки летом был единственный вариант - отправить рейку почтой РФ с авиадоставкой до конечного пункта. Когда отправлял рейку - чуть не поседел. При цене рейки (на то время) в 2200 рублей, стоимость доставки составила что-то около 9000 рублей. Доставка, естественно, за мой счет, т.к. это гарантийный случай. После этого я стал снабжать все свои Бобики запасными рейками и ни грамма об этом не жалею.
6) Вал ведомого шкива. Примерно через два года после выпуска первого Бобика, поступил сигнал, что на шлицевой втулке вала ведомого шкива ременного сцепления съело зубья. Через полгода еще один покупатель сообщил о подобной проблеме. Потом еще один. Стало понятно, что у данного узла есть определенный ресурс, ограниченный двумя-тремя годами. При этом окончательно втулку проворачивает неожиданно, т.к. внешних признаков износа никаких нет и визуально износ не определить, пока не разберешь узел полностью. Вот, чтобы избежать ситуаций, когда знаешь причину поломки, но не знаешь где в лесу взять болгарку и сварку с 1 электродом, мной и прикладывается в ЗиП запасной вал ведомого шкива. Заменил из ЗиПа и потом восстановил родной вал, благо это не сложно. Как бы через два года гарантии на вездеход уже давно нет, но вот я сам не люблю пешком ходить по болоту и не горю желанием чтобы другие это делали по моей вине.
7) Для вездеходов Бобик на мостах Ваз я еще в ЗиП клал запасной редуктор моста с нужным ПЧ и запасную полуось. Запчасти эти ломались редко, запчасти общедоступные, но вот мне так хотелось. Тем более до массового производства переломок эти мосты нафиг никому не были нужны и стоили до 1000 рублей за мост. Позже я перешел на заводские шины и мосты от Волги, с которыми вообще практически никаких проблем в плане надежности нет и прикладывать в ЗиП их бессмысленно.
8) Всякие мелочи типа пружинки ременного сцепления, сигнальных ламп, тросиков и т.п прикладываются мной в ЗиП рандомно, из того, что есть под рукой. Мелочь, а человеку приятно.
ЗиП к Бобику шел по уполчанию. Если ЗиП не нужен, то от него можно отказаться с соответствующим уменьшением цены. Ровно как можно хоть еще один вездеход в виде запчастей заказать (за отдельную плату).
На новых моделях ЗиП уже не такой обширный, т.к. от ряда потенциальных проблем я избавился, да и политику комплектации вездеходов несколько поменял. Теперь в ЗиП идут расходники, которые, по моему мнению, сложно с ходу достать. А остальное могу приложить по желанию клиента, за отдельную плату.
Так что, ЗиП формируется исходя из опыта владения вездеходом, с целью минимизации проблем с поиском запчастей для покупателя. Бобик и без всяких ЗиПов надежнее основной массы переломок (но не всех конечно, прогресс не стоит на месте). А уж с ЗиПом тем более. Недовольных ЗиПом покупателей пока не было. Скорее наоборот. Для многих это сюрприз и сюрприз весьма приятный.