Флудильня для любителей физики и прочих любителей поговорить за снегоход.

Гусеницы для снегоходов и спецтехники

mehatronik-68

Ветеран
Регистрация
1 Дек 2010
Сообщения
8.668
Реакции
2.710
Возраст
55
Местонахождение
Пермский край г.Горнозаводск
Имя
Александр
Техника
Всяконькая по немножку.
Алюминий термообработанный по цене 1500р и больше за килограмм.
Не верьте той рекламе где он 300р стоит. Искал в прошлом году. 1500р - 1700р. РусАл продан америкосам. Наверное не зря уже стали делать центральные оси тележек из стали.
 

sibir

Ветеран
Регистрация
9 Ноя 2012
Сообщения
2.043
Реакции
1.078
Возраст
73
Местонахождение
г.Снежинск,Челябинская обл.
Имя
Валерий Васильевич
Техника
Нью Актион. с/х Тритон
Результаты моих трудов. Подробности после. Сегодня выдохся
Таблица снежиков.jpg
 

Михаил Акулов

Ветеран
Регистрация
7 Июн 2013
Сообщения
2.835
Реакции
1.039
Местонахождение
Пермь
Имя
Михаил
Техника
Мотособака, Минитрактор, "бочка".
На 23-е , в Горнозаводске проехал рядом с Проходимцем .
Повернули головы назад : мой след явно мельче чем у Проходимца .
Это видел не только я , почти все .
А в таблице реальность разошлась с расчетами .
Я не против расчётов , только за .
Сам считаю всё и вся .
Только расчет хорош , когда правильно или по чесному , а так грош ему цена .
 

DIV74

Ветеран
Регистрация
2 Авг 2017
Сообщения
2.799
Реакции
1.359
Возраст
49
Местонахождение
Казань
Имя
Игорь
Техника
Skoda Yeti
Валерий Васильевич, Игорь, откройте миру свет про Охотника. Что за зверь такой?
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.506
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
Наблюдаю я последние дни за диалогами о расчётах тягового усилия снегоходов и ожидаю практических выводов и советов КАК НАДО делать. Анализ подсчётов должен быть.. Иначе зачем же считать ?
Хорошо , что Дурнев Костя не встревает в дебаты , а вот Акулов не удержался и начинает утверждать категорично , что считают не правильно и не честно. Почему не честно , не совсем понятно ? Какая-то маниакальная подозрительность ?
Лично моё мнение результаты подсчётов, мягко говоря, не совсем отражают действительность. Вернее не полно. Много факторов, влияющих на создание тяги гусеничным движителем , не учтены.
Один из способов более полного использования сцепных возможностей гусеницы - это равномерная загрузка её по всей длине контакта. Обеспечив это условие , получим максимум возможного усилия в тяге.
Подвеска в гусенице должна это обеспечивать, либо весь гусеничный модуль должен балансировать относительно рамы , не допуская перегруза на её концах. Фрезерование одного конца и вывешивание другого не должно быть.
Акулов сравнивает глубину следа снегоходов Разведчика , где гусеничный модуль качается, с Проходимцем у которого задний модуль не может этого делать. Недостаток подвески мы знаем и над этим работаем.
Снегоход Ильгиза " Ирокез " этого недостатка уже не имеет и глубина колеи у него ,я думаю, должна быть меньше. Надо собираться вместе , сравнивать и потом ОСТОРОЖНО делать выводы.
 

Игореха74

Активный участник
Регистрация
8 Фев 2013
Сообщения
794
Реакции
319
Возраст
52
Местонахождение
г.Челябинск
Имя
Игорь
Техника
мотобуксировщик "Полкан"мини 9л/с , Мотобуксировщик"Тритон"

Игореха74

Активный участник
Регистрация
8 Фев 2013
Сообщения
794
Реакции
319
Возраст
52
Местонахождение
г.Челябинск
Имя
Игорь
Техника
мотобуксировщик "Полкан"мини 9л/с , Мотобуксировщик"Тритон"

DIV74

Ветеран
Регистрация
2 Авг 2017
Сообщения
2.799
Реакции
1.359
Возраст
49
Местонахождение
Казань
Имя
Игорь
Техника
Skoda Yeti
Скорее всего это толкач с передним расположением двигателя (двигатель из легкой серии). Распределение веса водителя весом 100 кг примерно 50 на 50. Букс с гуськой Лонг весом меньше 100 кг? Верится с трудом.
 

Игореха74

Активный участник
Регистрация
8 Фев 2013
Сообщения
794
Реакции
319
Возраст
52
Местонахождение
г.Челябинск
Имя
Игорь
Техника
мотобуксировщик "Полкан"мини 9л/с , Мотобуксировщик"Тритон"
Когда в следующий раз буду взвешивать я тебе на вацап фотку скину.
 

sibir

Ветеран
Регистрация
9 Ноя 2012
Сообщения
2.043
Реакции
1.078
Возраст
73
Местонахождение
г.Снежинск,Челябинская обл.
Имя
Валерий Васильевич
Техника
Нью Актион. с/х Тритон
.....расчет хорош , когда правильно или по чесному.....
1. по чесТному
2. Скажи,только честно, Разведчик уступает Проходимцу ?
3. Не видели ни одного твоего расчета.
4. Не честные расчеты из-за того,что тебя сместили на 4 место ?
5. Кончай с демагогией!
Еще раз напишу: "Хотелось бы доброжелательной атмосферы и конструктивного разговора, без подначек типа "диванные эксперты" или "нелепость расчетов" и т.п."

Хорошо , что Дурнев Костя не встревает в дебаты
Наоборот,жаль,что Костя и Андрей (стряпчий) не принимают участия. Для расчетов требуется умение абстрагироваться от индивидуальных особенностей техники и вычленять главное. Сами расчеты бывают самые разные (точные,оценочные,критериальные и т.д и т.п.). Меня больше привлекают критериальные.
Вот придумал некий критерий качества-К,основанный на теории,экспериментах и моем волюнтаризме
Хотите,назовите его по другому,например-"Критерий Васильича". Вместе посмеемся.
Даю диаграмму с результатами ,приведенными в таблице.
Диаграмма качества.jpg


Ось ординат -критерий качества (безразмерный), ось абсцисс-параметр развесовки,лучи из точки "0" и цифры справа-давление гусениц на снег. Условия одинаковые: плотность снега 150кг/м3,вес водителя-100 кг.
Хорошо видно,что точки разделились на три группы: буксы-налево,спарки-направо,остальные в центре.Позже проанализируем диаграмму.
РS : Если будут повторяться под....ки ,тему покину. Собачиться ни с кем не хочу. Здоровье дороже.
 
Последнее редактирование:

mehatronik-68

Ветеран
Регистрация
1 Дек 2010
Сообщения
8.668
Реакции
2.710
Возраст
55
Местонахождение
Пермский край г.Горнозаводск
Имя
Александр
Техника
Всяконькая по немножку.
2. Скажи,только честно, Разведчик уступает Проходимцу ?
А Проходимец уступит ратраку?
Если да, то думаю причина известна.
И это тоже факт не оспоримый:
На 23-е , в Горнозаводске проехал рядом с Проходимцем .
Повернули головы назад : мой след явно мельче чем у Проходимца .
Это видел не только я...
Получается, что считаем возможное теоретическое, а если так, то названия снегоходов, собственно, следовало бы убрать и оставить только размерности гусениц. Хотя из одной и той-же гусеницы, можно наверетенить чёрти чо - ГОСТ отдыхает.
 

Михаил Акулов

Ветеран
Регистрация
7 Июн 2013
Сообщения
2.835
Реакции
1.039
Местонахождение
Пермь
Имя
Михаил
Техника
Мотособака, Минитрактор, "бочка".
А я что видел ( и не толькоя ) то и написал . Про диваны не писал.
Проходимец имеет лучшую проходимость , у него две таких гусеницы как у Разведчика , если бы было наоборот , наверно , его бы уже болгаркой порезали .
Так то я просил вообще убрать Разведчика из расчётов , по тому что они неверны .
 

sibir

Ветеран
Регистрация
9 Ноя 2012
Сообщения
2.043
Реакции
1.078
Возраст
73
Местонахождение
г.Снежинск,Челябинская обл.
Имя
Валерий Васильевич
Техника
Нью Актион. с/х Тритон
убрать Разведчика из расчётов , по тому что они неверны .
Без обоснования-это голословное заявление. Докажи!

Александр,а по делу есть что сказать? Вы ведь даже не знаете,что собой представляет критерий "К ". Чего вы добиваетесь?
 

DIV74

Ветеран
Регистрация
2 Авг 2017
Сообщения
2.799
Реакции
1.359
Возраст
49
Местонахождение
Казань
Имя
Игорь
Техника
Skoda Yeti
Ничего убирать не надо. Расчеты могут быть не верны, если неправильно указаны вводные данные. Мне бы наоборот было интересно, если на графике рядом с точками стояли цифры, соответствующие названиям рассматриваемых снегоходов.
 

DIV74

Ветеран
Регистрация
2 Авг 2017
Сообщения
2.799
Реакции
1.359
Возраст
49
Местонахождение
Казань
Имя
Игорь
Техника
Skoda Yeti
Кстати, а что собой представляет критерий К?
 

DIV74

Ветеран
Регистрация
2 Авг 2017
Сообщения
2.799
Реакции
1.359
Возраст
49
Местонахождение
Казань
Имя
Игорь
Техника
Skoda Yeti
Главная задача таких расчетов - это понять, в каком направлении двигаться дальше и к чему стремиться. То, Разведчик в проходимости уступает Проходимца, здесь ни у кого сомнений нет. Вопрос в другом, уступи́т ли Разведчик сам себе, если на него установить сани, по площади равные лыжам? Или может лучше вообще избавиться от лыж?
 

DIV74

Ветеран
Регистрация
2 Авг 2017
Сообщения
2.799
Реакции
1.359
Возраст
49
Местонахождение
Казань
Имя
Игорь
Техника
Skoda Yeti

sibir

Ветеран
Регистрация
9 Ноя 2012
Сообщения
2.043
Реакции
1.078
Возраст
73
Местонахождение
г.Снежинск,Челябинская обл.
Имя
Валерий Васильевич
Техника
Нью Актион. с/х Тритон
Василич, давай только не сейчас, когда начинается всё самое интересное.
Тогда начнем.
О критерии качества. Все,что напишу, только мое мнение.
Вступление:
Собственно, для чего нужны расчеты?
1.Для грамотного проектирования задуманного снежика.
2. Для поиска путей улучшения существующей конструкции.

Пришел к мысли ,что оценочный ,а тем более точный,расчеты вряд ли получатся. Слишком много неизвестных и переменных. Да и пользы от такого расчета будет не много. Лучше будет оценка по критерию,позволяющему легко прикинуть снегоходные качества проектируемого аппарата, пути его улучшения, сравнить с другими конструкциями.

Требования к критерию:
1. Критерий должен отражать проходимость снегохода.
2. Критерий должен быть безразмерным.
3.Простые,интуитивно понятные, исходные данные.
4. Простота расчета.
5.Возможность графического отображения.

Не такие уж простые требования!

По п.1-Проходимость определяется характеристиками по тяге и сопротивлению движению.
По п.2-Безразмерность требует использования удельных или относительных параметров.

Продолжение следует.
 

sibir

Ветеран
Регистрация
9 Ноя 2012
Сообщения
2.043
Реакции
1.078
Возраст
73
Местонахождение
г.Снежинск,Челябинская обл.
Имя
Валерий Васильевич
Техника
Нью Актион. с/х Тритон
Часть 1.

С критерием тяги мы уже разбирались. Это удельная тяга.
Fуд = Fмакс /Р ,где Р-полный вес. Обозначим Fуд =К1.
Что оказывает максимальное влияние на сопротивление движению? Очевидно-давление !
Больше давление-глубже колея и т.д. Существует некое ОПТИМАЛЬНОЕ давление,обеспечивающее хорошую проходимость.
Вот и появляется второй критерий : К2= Qопт/ Qфакт, отношение оптимального давления к фактическому.Дальше не сложно.
Обобщающий критерий качества:
К= К1 х К2
Продолжение следует.
 

sibir

Ветеран
Регистрация
9 Ноя 2012
Сообщения
2.043
Реакции
1.078
Возраст
73
Местонахождение
г.Снежинск,Челябинская обл.
Имя
Валерий Васильевич
Техника
Нью Актион. с/х Тритон
Часть 2.

Переходим к формализации критерия (выводу формулы).

1. Fмакс = S* a + Pсц * tg f
Fмакс -сила тяги на гусенице;
S-опорная площадь гуси;
а - связность снега;
Рсц -сцепной вес (не путать с общим весом-Р);
tg f - тангенс угла внутреннего трения снега.
2. Qфакт = Рсц/S
3. В результате ряда преобразований получена конечная ( и, на мой взгляд,изящная) формула:

К= n* ( С/ Q²факт + В/ Qфакт )

Где:
С= а * Qопт
В= tg f * Qопт
n-показатель развесовки ,равный отношению Рсц/Р.
Для снега с плотностью 150 кг/м3 : а = 0,5 кПа ,tg f =0,25
А вот и мой волюнтаризм. Многолетний опыт форумчан показал,что хорошей проходимости соответствует давление около 250 кГс/м2. Вот это значение и принял: Qопт = 250 кГс/м2.
В итоге:

К= n* ( 12750/ Q²факт + 62,5/ Qфакт )

Графическое поле критерия показано в предыдущих постах.

Вывод: разработан критерий качества,удовлетворяющий всем вышеперечисленным требованиям.


Продолжение следует.
 
Последнее редактирование:

sibir

Ветеран
Регистрация
9 Ноя 2012
Сообщения
2.043
Реакции
1.078
Возраст
73
Местонахождение
г.Снежинск,Челябинская обл.
Имя
Валерий Васильевич
Техника
Нью Актион. с/х Тритон
Часть 3,она же последняя.

На вышеприведенном графике показаны 13 единиц снегоходной техники. Думаю,они соответствуют действительности. Может найдутся желающие добавить свои данные и сравнить свою технику с другими снежиками.

Какие данные необходимы для работы с критерием и графиком.
1.Полный вес.
2. Сцепной вес.
3. Опорная площадь гусеницы.


Пока все. Пора и отдохнуть!
 

Botanikk

Ветеран
Регистрация
11 Мар 2010
Сообщения
2.471
Реакции
3.257
Возраст
59
Местонахождение
деревня Гадюкино Косопузого уезда, из окна Рязань
Имя
Вадим
Техника
гусеничный диван с моторчиком ...
..да ,считать оно конечно надо , сам люблю это дело , но вот некоторые моменты смущают - СНЕГоход ездит по такой субстанции которая ну очень нестабильна по свойствам , таким как плотность , усилие сдвига , структура кристаллов его составляющих и т.д. и т. п. .. по сути это смесь воздуха и твёрдой воды в разных пропорциях по объёму и если воздух и вода отдельно ещё как-то просчитать можно , то смесь ну ХЗ .. у эскимосов 53 названия для разного снега , а у саами вообще 180 ..вот в расчётах берётся плотность 150 кг/куб.м и от неё танцуется , ну это ж очень условно - для сравнения нескольких конструкций в относительных величинах эту условную величину можно сократить по обе стороны = и тогда вроде всё норм , но для расчёта абсолютных показателей конкретной конструкции как быть?... опять же - я так понял что рассчитывались в основном толкачи , буксы и танкетки ну т.е. аппараты где нагрузка по весу на трак практически постоянна .. а как на классическом снегоходе считать если там постоянно перераспределяется вес с лыж на гуску?.. газу дал - реактивный момент лыжи разгружает и загружает трак , ходом в гору то же самое ...в статике боле-мене понятно , а как в динамике то считать ?...в общем чем больше считаешь , тем больше вопросов ...
 

DIV74

Ветеран
Регистрация
2 Авг 2017
Сообщения
2.799
Реакции
1.359
Возраст
49
Местонахождение
Казань
Имя
Игорь
Техника
Skoda Yeti
Вадим, причем здесь эскимосы и саами? Оценка снегоходов происходит в одинаковых условиях. Сами условия могут быть разными, т.е. можно выбрать из таблиц другую плотность, связность и tg f, самое главное, чтобы эти условия были одинаковы для всех. Это как-будто 13 единиц техники выгнали на одно поле.Рассматривается прямолинейное равномерное движение. Да, это самый простой вид движения, но даже при таком движении один снегоход спокойно едет, а другой зарывается в снег. Наша задача определить какой снегоход при своих исходных данных (площадь гусеницы, сцепной и полный вес и т.д.) поедет лучше и что нужно сделать для уверенного движения в снегу.
 

Botanikk

Ветеран
Регистрация
11 Мар 2010
Сообщения
2.471
Реакции
3.257
Возраст
59
Местонахождение
деревня Гадюкино Косопузого уезда, из окна Рязань
Имя
Вадим
Техника
гусеничный диван с моторчиком ...
Вадим, причем здесь эскимосы и саами? Оценка снегоходов происходит в одинаковых условиях. Сами условия могут быть разными, т.е. можно выбрать из таблиц другую плотность, связность и tg f, самое главное, чтобы эти условия были одинаковы для всех..
.. Игорь , так и я про это - сравнить , да , можно и интересно .. рассчитать конкретную конструкцию с конкретными показателями весьма проблемно , будет слишком много переменных , которые ну очень условные .. но всё равно считать надо , хоть понятно будет к чему стремиться ..
 
Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу