Часть 2
Дорога.
Начну как в учебниках. Дорога до села Краснощелье имеет общехозяйственное назначение. По ней везут продукты, топливо, детей , гостей и вообще все, что не поместилось в самолете-вертолете. Никому не надо объяснять, что авиаперевозки очень дороги, а другого пути в село нет, поэтому, как только реки покрываются льдом и тонким слоем ложится снег, первые снегоходчики начинают укатывать дорогу. Конечно, выбирают самый гладкий и простой путь. Поэтому на сегодняшний день это не просто петляющий след «Бурана», а накатанная, условно ровная магистраль, по которой ежедневно летают туда-сюда мощные снегоходы, таскают по два, а то и три воза тягачи, везут в разного рода санях пассажиров.
Вот и мы мчались по ней веселой гурьбой, то растягиваясь на пару десятков километров, то снова сбиваясь в стаю для совместного чаепития. Пока народ, возбужденный динамичной ездой, обсуждал волнующие моменты пути, Олег открывал свой
кофр-самобранку и доставал снедь. Надо сказать, что входит туда много: бульоны, колбасы, сыры, напитки – мы, местные жители были удивлены объемом. Вывод такой – мягкий
кофр удобен и вместителен.
Долго ли, коротко, да миновали мы речку Сахарную, добрались до Ель реки, маханули на рысях через болото и встали перед сосновым бором в ожидании хвоста.
Большое село растянуло свои улицы вдоль берега реки и заблудиться в нем – пара пустяков. Когда наш «Лас-Вегас» из пятнадцати пар ярких фар вновь стал одним целым, мы торжественно въехали в Краснощелье и так же торжественно, не теряя строя, половина нас потерялась. Пока Вера (хозяйка гостиницы, наш гид и просто прекрасная женщина) объясняла кто где и как, я поехал искать «потеряшек». По закону порванного червяка, вторая половина нашей команды уже стала самостоятельной и кружила по улице Центральной в поисках утех, рассказывая немногочисленным ошарашенным прохожим, что мы приехали. Прибираю вольнодумцев к рукам и провожаю туда, где и положено, то бишь где тепло, светло, сухо и вкусно. Делимся, семейники в один дом, свободолюбивые – в другой.
Быстро-быстро наводим марафет в мыслях и чемоданах и катим оравой к школе, чтобы выполнить самую главную миссию этого похода – поздравить детишек с праздником и вручить им подарки. Распихав снегоходы между сосен во дворе, заходим. В центральном пролете собралась вся детвора. Юрьевич зычным криком обращает хаос в организацию и лично каждому вручает пакеты. У пацанят горят глаза, они уже достают содержимое и шумно делятся впечатлениями. На календарях показывают друг другу фотографии машин, спорят. Здешние дети цену снегоходам знают, а тут сразу столько и какие! Уже на улице ватага ребят осадила гроздьями наших коней:
- хорошие у вас снегоходы, а у нас импортных нет!
- как же так? – кто-то отвечает – мы видели и Поларисы и Ямахи!?
- да не – машут руками ребята – это не импортные!
Лукавят дети, много в селе хороших снегоходов, но цель их интриги достигнута, у суровых с виду мужчин тают сердца и начинается катание. Это и есть главный подарок! Завозим подарки и в детский сад, малыши сидят по домам, время позднее, поэтому торжество вручения сладостей перекладываем на воспитателей. Мы снова кружим по селу, хитрые девчата на головном снегоходе морочат голову драйверу, показывая ложное направление, выглядело так:
- вы нас только до гостиницы довезите, а мы оттуда пешком!
На третьем круге хитрость раскрыта, расстаемся с детишками, обе стороны довольны.
Наконец, уставшие миссионеры собираются за единым столом в большом бревенчатом доме Веры и Алексея. Хозяева угощают олениной, жареными сигами и брусничным морсом. Мы бодренько разбавляем широким ассортиментом спиртосодержащих эту красоту и шумим. И в тему и не в тему и каждый о своем. Что очень понравилось лично мне – абсолютная доброжелательность команды. Тосты произносились красивые, гости смеялись и плакали вовремя, блюда съедались дочиста. Часть народа парилась в бане, часть продолжала беседу. Чтобы узнать побольше рыболовных мест, Леша притворяется уставшим и уходит спать. Как только в нуль-нуль гаснет свет (такова специфика «отдаленки» - генератор по ночам не крутят), Алексей выходит из тени, протягивает мне огромную ладонь и говорит: «А давай знакомится по настоящему?» И мы сидим до трех ночи, знакомимся. Среди тишины январской ночи, достаточно «назнакомившись» выползаем из дома и в облаке пара прощаемся до завтра. Женщинам не понять, короче. Утром несколькими щелчками по лбу вставляю зрачки на место и еду на завтрак. Весь народ за столом, как будто и не расходились, лица бодры и веселы. Завтракаем плотно, потому как в планах прокатиться на Поной и потом в обратный путь.
По широкой пойме реки немного разогрелись, «повыжимали» из снегоходов слегка соки, посетили депрессию, за которой где-то там вдалеке село Каневка, потом Сосновка, Белое море и Китай.
Обратная дорога не прошла без приключений. Сначала долго, так долго, что пришлось разбивать бивуак на реке Сахарной, ждем хвост. Оказалось, что старенький Ети V800 наотрез отказался ехать домой, так ему понравилось в Краснощелье. Пришлось применить физическую силу и более молодой самец с именем 59 притащил старика на суд. Судили строго, по законам военного времени. Каждый уважающий себя драйвер подходил, трогал пальцем шланги или провода и многозначительно говорил: «Кгм!»и уходил. Фары протирали, по колесам стучали, за здоровье поднимали, но увы, все попытки были тщетны. Примета сработала – никогда не мочитесь перед снегоходом!!!! Отчаянные головы предлагали сжечь его на глазах других снегоходов, чтобы те знали и так не делали, но идею не поддержали, Слава был против. Снова вступила в действие руководящая ладонь АЮ и мы мчимся по дороге не снижая темпа. 59-ый бодро буксирует синего бегемотика с сразу загрустившим хозяином на сидухе. Слава замерзал. И когда мы сделали остановку на половине пути, на нем (Славе) уже была куча разной дополнительной одежды, синие губы и грустные глаза. Помните фильм «Экипаж», где летчик (или борттехник?) героически лезет на фюзеляж заделывать дыру? Ну вот, Слава был похож на главного героя. Пока мы натирали его снаружи и изнутри, нас догнал снегоход. Тоже БРП, тоже Ети, тоже старый, но с 600-кубовой водянкой. Наш, местный, Игорек. Купил себе порося в мешке. Уже спалил два поршня. Подходим, здороваемся, слушаем жалобы, даем умные советы. И в путь. Становится прохладно. Километров за пятьдесят до села в шлем ко мне прорывается запах горелой проводки, трогаю рукой провод подогрева стекла, точно, он горячий! На ходу отключаю, сматываю и кладу в карман. Дома разберемся, что там и почему.
А на Сырой елке опять задержка, долго всматриваемся в зарницы на востоке, но снегоходного урчания не слыхать. Девушек жалко, они заметно подрагивают и мы принимаем решение разделиться. Серега теперь поведет передовых в село, а я вернусь назад, узнать в чем дело. Не проехав и пяти км вижу парней, те не останавливаясь, проносятся мимо. Один Ети жужжа гусеницей летит на чалке, второй важно так катит на санях. У Игоря сгорел третий поршень. Как он нас удачно нагнал!
До Ловозера доносимся быстро, но часть ребят уже загрузились и мощные джипы, подрагивая от нетерпения, рыли копытами снег.
Прощаемся, машем платочками, вытираем слезы.
Поездка удалась!
Ну и немного по СВТ.
С пассажиркой на сиденье, 20-кой бензина на багажнике и посылкой, килограммов в пятнадцать, мы немного пробивали на ямах. Конечно, лучше в таких случаях переключить пружины в более жесткий режим, хотя бы на одно деление или снижать скорость прохождения препятствий, конкретно – ям, на выступающих кочках пробоев не было. Я не стал натягивать пружины, потому что на обратном пути груза в багажнике не было и нам вполне хватало стандартной регулировки, зато ехать очень мягко. Я об этом моменте напишу более подробно в следующем отчете. Передние стойки заметно проседают на поворотах в сторону внешнего радиуса и с полной загрузкой иногда с трассы слетаешь, но ошибка исправляется легко – нужно всего лишь добавить оборотов двигателя, ввести ленту
гусеницы в пробуксовку и снегоход легко выскакивает обратно на дорогу. Несколько раз мы с Мариной взлетали на трамплинах – снегоход очень устойчив и предсказуем. Однако, с пассажиром на заднем сиденье быстро ехать все-таки нежелательно. Это у меня попалась смелая и терпеливая девушка, которая ни разу не пожаловалась, хотя ей иногда было не комфортно. А в другом случае можно и по шлему получить. Берегите пассажиров!
Шлем. Что же произошло с обогревом? Розетка, в которую вставляется провод непосредственно в шлеме – жестко не фиксируется и в определенный момент выползает наружу. В какой момент? А вот в какой – я еду первым и, ясен перец, вынужден оглядываться на колонну, в зеркала 14 снегоходов не входят. Оглядываться, имея курок газа на правой рукоятке, естественно приходится через левое плечо, а розеточка и провод как раз на левой стороне. И волей-неволей провод, цепляясь за воротник, вытаскивает соединение. На морозе все это оборудование дубеет и как следствие – ломается, в моем случае еще и провода замкнули.
Надо отдать должное ребятам из «Газа до отказа», а конкретно Алексею, который уже на следующий день передал мне провод, соединяющий шлем с гнездом снегохода (у моего еще и кончик этого провода отломился) А тот, что стоит в шлеме я починил сам вот таким образом.
Ну давайте закончим с этой поездкой, потому что надо вам рассказать о следующей. Я проехал за последние пять дней 954 километра. Мало того что много, да еще и практически около 600 из них по разному бездорожью да с грузом. Так что есть о чем поведать.
Завтра сгоняю в город-герой а в пятницу сяду за написание.