МИХАИЛ-51 написал(а):
Александровичь, спасибо. Полезу завтра со штангелем и щупами мерять! Вот про натяжку натяжку цепи в мурзилке написано хорошо!
Могу поделиться еще одним своим опытом. В данном случае речь пойдет о регулировке клапанов.
В стародавние времена купил я с ноля Москвич-2140. Двигатель в машине имел очень большую харизму, под стать всем амбициям отечественного автопрома. С первого дня владения Москвичом меня очень досаждала крайне неустойчивая работа двигателя, вялый разгон и динамика. Вроде бы и отрегулирую идеально клапана на двигателе, используя щупы, потом и микрометром пробовал, но всё нипочем. Запускаю двигатель после регулировки, и пока он холодный, урчание и рокот звучат как услада ушам, но по мере прогрева, урчание и рокот мотора постепенно пропадают и меняются на чиханье, кашель, которые напоминали по*ердывание дряхлого дрона.
Ковырялся я долго в технической литературе, интернета тогда в помине не было, а жаль, уйму времени сэкономил бы. Так вот, проанализировав всю прочитанную мною информацию, я сделал вывод, что в инструкциях по эксплуатации для всех двигателей без исключения, клапана которых регулируются в ручную, рекомендации по регулировке клапанных зазоров изначально крайне некорректны.
Опираясь на свои выводы, я пошел в гараж, и отрегулировал зазоры клапанов уже по своей методике, после чего запустил двигатель. Все изменилось прямо наоборот! Двигатель запустился с сильными перебоями и вибрацией, но по мере прогревания начал успокаиваться и зашелестел. Сел в машину и прокатившись, я не узнал свой Москвич-2140. Разгон, динамика, были на высоте, практически как на Жигулях!
Закономерен вопрос, что, как и почему, а не иначе я сделал? Отвечаю, суть в следующем:
1. Температура прогрева двигателя.
2. Температурное расширение металла.
- В связи с тем, что все детали двигателя, включая последнюю шайбочку, сделаны не из единого куска металла, а из разных металлов, которые в свою очередь выплавлялись на разных заводах, имеют разное температурное расширение. Вот если бы весь двигатель был сделан из единого куска металла, проблема с температурным расширением отпала бы, т.к. все детали при нагревании расширялись бы одинаково равномерно. Температура прогрева любого двигателя крайне критично влияет, как на работу самого двигателя, так и на его ресурс. Особенно критичен диапазон температуры 40-50 градусов, при которой наступает пик неравномерности расширений деталей, и именно в этот температурный период времени происходит максимальный износ в сопряжениях. Начиная же движение на не прогретом двигателе и давая ему нагрузку, вы тем самым многократно увеличиваете износ деталей двигателя, чем сокращаете его ресурс. По этой причине, не скупитесь на бензин, прогревайте двигатель 5, а то и 10 мин., и только после этого начинайте движение. Поверьте, двигатель отплатит сторицей за это.
- Как я уже написал, каждая деталь имеет свое температурное расширение. Если кто то уже регулировал клапана сам, то попробуйте проверить зазор на холодном двигателе, а потом на полностью прогретом. Уверен на 100%, вы очень удивитесь результатам измерений, а именно: если вы выставили зазор на холодном двигателе, например - 0,15мм., то замер на полностью прогретом двигателе может быть как 0,2-0,25мм., так и вовсе отсутствовать, да так, что никакой щуп не просунуть под коромысло! В чем же причина?! А причина как раз в том самом температурном расширении металлов!
Перелопатив кучу книг я выяснил, что если на холодном двигателе рекомендуемый зазор, например, равен 0,15мм, то после прогрева он должен быть 0,2мм. это при идеальных условиях, т.е. на 0,05мм больше, чем на холодном двигателе.
По этим причинам я сделал на своем Москвиче регулировку клапанов после полного прогрева двигателя, увеличив рекомендуемые показания зазоров для холодного двигателя на 0,05мм.
Теперь проведем аналогию с нашим мотором Zongshen, на котором рекомендуется устанавливать зазор впускного клапана = 0,10-0,15мм., а выпускного = 0,15-0,20мм. При регулировке необходимо выдерживать или первую часть обеих значений, или вторую парами, т.е. впускного клапана = 0,10мм., а выпускного = 0,15мм., или впускного клапана = 0,15мм., а выпускного = 0,20мм.
Ни в крем случае не выставляйте зазор клапанов с разницей в 0,1мм., т.е. впускного клапана = 0,10мм., а выпускного = 0,20мм!!!
Исходя из того, что я написал выше, при регулировке клапанов на прогретом двигателе, добавляем 0,05мм. Откуда следуют такие регулировочные данные: т.е. впускного клапана = 0,15мм., а выпускного = 0,20мм., или впускного клапана = 0,20мм., а выпускного = 0,25мм. Еще раз подчеркну, эти показатели для регулировки клапанов на полностью прогретом двигателе!
Еще один немаловажный момент. Попробуйте при регулировке установить сначала первый вариант зазора, впускного = 0,15мм., а выпускного = 0,20мм и прокатиться, потом произведите регулировку по второму варианту, впускного = 0,20мм., а выпускного = 0,25мм. и так же прокатитесь после регулировки. Разницу вы сразу почувствуете. Тот вариант, который даст лучшую динамику при меньшем нажатии акселератора и будет ваш, запомните его, а лучше запишите!
При регулировке зазора клапанов по моей методике не забывайте про технику безопасности, используйте перчатки, т.к. можно легко получить ожог от случайного соприкосновения с горячим двигателем.