По пути к Гроту
Вход в Грот Келью
Келья Симона Кананита
На территории Национального Новоафонского историко-культурного заповедника «Анакопия» находится одна из святынь православного мира – келья-грот святого апостола Симона Кананита. Благодаря реконструкции, проведенной заповедником в период с 2002 -2004 г.г. в ущелье реки Псырдзха, можно беспрепятственно посетить грот святого апостола.
Историческая тропа, вымощенная диким камнем, идет вдоль берега реки мимо наскального следа святого, лобного места, где по преданию он был умерщвлен, далее змейкой тянется под гору. Преодолев десятки каменных ступеней, вы попадаете в келью апостола.
По свидетельству греческих писателей и исследователей, история возникновения христианства в Абхазии восходит к апостольским временам. Достоверно известно, что спустя 20 лет по Вознесении Спасителя, пройдя вместе с сопровождавшими их учениками малоазийские города, Трапезунд и Неокесарию, страну лазов и Апсилию, достигли Севастополиса апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Апостол Матфий ( ученик из семидесяти) прибывший вместе с ними также вел свою проповедь и был погребен в городе Севастополисе (современный Сухум). Андрей Первозванный через некоторое время ушел далее в землю джигетов, родственных абхазам горцев (к нынешнему Новороссийску). Апостол Симон Кананит обосновался в природной пещере недалеко от р. Псырдзха. В течение двух лет апостол жил в небольшом, труднодоступном гроте, куда он спускался по веревке через небольшой естественный вход. Слухи о проповеднической деятельности апостола Симона Кананита, дошедшие до Севастополиса , заставили римских легионеров предпринять решительные меры, следствием чего и стала мученическая кончина святого. Он был обезглавлен на берегу маленькой горной реки недалеко от грота. Немногочисленные последователи апостола предали его тело земле и передали своим потомкам память о месте погребения. Позднее в X в., в эпоху расцвета христианства в Абазгии на месте погребения апостола был выстроен храм.
В конце XIX века к пещере Симона Кананита монахи Новоафонского монастыря прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу. По словам паломника Муравьева А.Н (изд. 1848) «Невдалеке от храма св. Симона Кананита открыта «богозданная» (самородная) пещера, которая, по древнему преданию абхазцев, именуется пещерою Симона Кананита. Пещера эта находится в отвесной каменной скале и имеет форму подобную церкви; она внутри гладкая, будто бы вся выкладена из больших каменных раковин. На стене высечен четырехконечный крест, что свидетельствует о глубокой ее древности. Пещера эта в октябре месяце 1884 года освящена водосвятием и в ней поставлена икона св. Апостолов Андрея и Симона Кананита, именем которого она называется с незапамятных времен».
По сей день, это место почитаемо среди верующих, тысячи паломников ежегодно приезжают поклониться святому апостолу Симону Кананиту, испросить счастья в супружестве, любви и благополучия. Православная церковь празднует день памяти Святого апостола Симона Кананита 23 мая. В этот день в храме проводится Божественная литургия с крестным ходом.
На дне реки, у лобного места, можно увидеть камни с красноватым оттенком. По преданию это несмываемая кровь святого апостола. Паломники до сих пор считают эти камни священными. Предание также гласит, что наскальный след был оставлен апостолом в подтверждение тому, что он один из учеников Спасителя. Мощи же святого апостола покоятся под спудом Симона Кананитского храма.
В народе существует легенда, согласно которой святой апостол окончил свою земную жизнь так: «Святой апостол Симон Кананит обошел много земель от северных пределов Египта до самых Кавказских гор. Неся благую весть, он вступил на землю колхов и, пренебрегая крайней усталостью, двинулся дальше.
Он шел, как простой странник, питаясь кореньями диких кустарников, утоляя жажду у лесных родников. Борода его спуталась, пожелтела от пыли, ноги покрылись язвами, грубая власяница сопрела от пота. Влекомый несокрушимой верой в ученье Христово, апостол достиг Абасгии. Абасги приветливо встречали старца, кормили диким медом и кислым молоком. Апостол подолгу разговаривал с ними, пытаясь обратить их к великой вере Христовой. Он терпеливо благодетельствовал, и слово богово, казалось, с трудом проникало в их грубые души, ибо абасги отвечали так:
- Добрый странник, ты гость наш, и двери наших хижин открыты для тебя. Что же до твоих слов, смысл которых едва постигается нами, мы подумаем о них после. После того как ты побываешь в Псырдзхе и наши вожди убедятся в истинности твоих речей.
И вот, апостол Симон появляется у крепостных ворот местечка Псырдзха. Стража препроводила его к вождям, где он с большим воодушевлением принялся рассказывать о господине своем Иисусе Христе - сыне человеческом, о двенадцати апостолах его, среди коих оказался и предатель по имени Иуда. Два дня говорил старец, а на третий вожди предложили ему три вопроса.
Вот первый.
- Верно ли, что твой господин, по имени Иисус Христос, - сын человеческий, и верно ли, что он властвует над человеком в этом мире и в мире потустороннем? спросили вожди.
Апостол воскликнул, и голос его был как гром:
- Истинно! Мы рабы его здесь, и рабы его там, в царстве мертвых, ибо он господин всему живому и мертвому!
Абасги поняли старца.
- Ответствуй, - продолжал вождь, - верно ли, что твой господин рожден от женщины.
- Истинно так! - ликуя близкую победу, сказал святой апостол.
Абасги переглянулись и объявили, что только наутро почтенный старец услышит их решение.
- Ты говоришь: вот господин вам от колыбели и до смертного дыхания! Ты говоришь: вот господин вам и за гробом… А разве смеет человек, рожденный женщиной, властвовать всю жизнь над человеком от колыбели его до могилы и даже за могилой? Разве это не есть вечное рабство, рабство неотвратимое для тех, кто признал твоего господина своим, а признав его, назвался его рабом. Мы долго обдумывали твои слова и пришли к единому мнению: чтобы семя твоих слов не дало ростков на земле нашей, предать тебя смерти. И так как твоя вера сильна, ты с легкостью примешь смерть и еще до заката солнца встретишься со своим господином, - ответили ему вожди абасгов.
Однако это всего лишь легенда, которую народ бережно пронес сквозь века, передавая ее из уст в уста.