Электрика 150СС

Гусеницы для снегоходов и спецтехники

Mik73

Старожил
Регистрация
7 Дек 2010
Сообщения
1.347
Реакции
98
Возраст
72
Местонахождение
Ульяновск
Имя
Михаил Гаврилович
Техника
Ниссан Кашкай, самоделки
Добрый вечер господа форумчане. Решил создать новую тему про бортовую сеть с генератором двигателя 150СС. Какие то вопросы мы уже обсуждали, но мой собственный опыт эксплуатации этого двигателя на трайке привел к необходимости поиска новых вариантов реализации. Сезон еще не кончился, а новый аккумулятор уже заменил! :unsure: Пришлось исследовать по-подробнее и генератор и имеющийся реле-регулятор.
 

Mik73

Старожил
Регистрация
7 Дек 2010
Сообщения
1.347
Реакции
98
Возраст
72
Местонахождение
Ульяновск
Имя
Михаил Гаврилович
Техника
Ниссан Кашкай, самоделки
Про генератор - с подключенным РР (без акк.) нагружал нагревателем (примерно 15 вт), галогенками 25 и 55 вт и смотрел форму напряжения осциллографом. Получилось следующее - при нагрузке 70 вт на холостых уже выпрямленный синус, с увеличением оборотов начинается регулирование, в целом яркость лампочек меняется незначительно. При нагрузке 95 вт на холостых явно мало (яркость низкая), на средних повышается, но регулирования нет, и только на высоких начинается регулирование и яркость стабилизируется. Итого - реальная мощность генератора 150СС на моем двигателе (с учетом потерь в РР) 70 -75 вт. Немного, особенно с учетом потребления нагревателя карбюратора около 15 вт (вот уж изобретение - авторам бы :dread: ).
 

Mik73

Старожил
Регистрация
7 Дек 2010
Сообщения
1.347
Реакции
98
Возраст
72
Местонахождение
Ульяновск
Имя
Михаил Гаврилович
Техника
Ниссан Кашкай, самоделки
Про РР - купленный в Трайпорте реле-регулятор SMDT125-G2 жив и здоров, несмотря на мои эксперименты :D . Крепкая машинка! Но про аккумулятор он ничего не знает и знать не хочет! Поэтому первая схема на трайке, где АКБ была подключена через диод и использовалась только для заводки, привела к хроническому перезаряду акк. и его скоропостижной...
Я потом переделал и пришел к классике - АКБ в буферном режиме. Но РР SMDT125-G2 на это наплевать - он вбухивает в акк. все, что может, а дальше все зависит от нагрузки: нагрузка небольшая -перезаряд, нагрузка высокая - разряд АКБ! Короче с этим РР (и многими другими) нам предлагается самим регулировать процесс заряда/разряда АКБ путем подключения/отключения нагрузок! :D
 

dakota

Вождь
Регистрация
12 Янв 2013
Сообщения
5.753
Реакции
2.177
Возраст
56
Местонахождение
Snow
Имя
Ильгиз Раисович
Техника
Снегоходные самоделки
Михаил Гаврилович, а как же скутера, квадроциклы с такими движками у них тоже проблемы с зарядом, разрядом и аккумуляторы помирают?
 

Mik73

Старожил
Регистрация
7 Дек 2010
Сообщения
1.347
Реакции
98
Возраст
72
Местонахождение
Ульяновск
Имя
Михаил Гаврилович
Техника
Ниссан Кашкай, самоделки
Что делать? Самое простое - найти :D РР, который рассчитан на нормальное управление зарядом АКБ. Они , наверное, существуют... Или сделать самодельный. Кстати, видел схему немецкого РР для переменки, в котором заряд осуществляется через специальную тиристорную цепь, отключающую акк. при достижении заданного напряжения. Нашел в инете информацию, что выпускался блок контроля заряда АКБ для мотоциклов Минск - в экспортном исполнении. Заводская разработка - выпускавшаяся ограниченным тиражом. Там тоже тиристорный ограничитель заряда. Так что проблема не нова!
Вообще использование АКБ в буферном режиме (как на авто) при малой мощности генератора мне не нравится, особенно на снегоходе. Главная цель его присутствия - завести мотор, а для этого он должен быть ГАРАНТИРОВАНО заряжен. А мощность генератора маловата. Хочу применить такой алгоритм - после заводки двигателя зарядка идет по возможному максимуму. Для этого отключаются даже некоторые потребители (например подогрев ручек на снегоходе). После зарядки "до упора" акк. отключается от сети до следующей заводки. И сделать это с помощью дополнительной схемы.
Хотелось бы узнать мнение форумчан.
 

Mik73

Старожил
Регистрация
7 Дек 2010
Сообщения
1.347
Реакции
98
Возраст
72
Местонахождение
Ульяновск
Имя
Михаил Гаврилович
Техника
Ниссан Кашкай, самоделки
ИЛ67В написал(а):
Михаил Гаврилович, а как же скутера, квадроциклы с такими движками у них тоже проблемы с зарядом, разрядом и аккумуляторы помирают?
Чаще перестают крутить стартер, а помирают потом...
У меня на трайке получилась крайность - ездил в светлое время суток и кроме нагревателя карбюратора и акк. потребителей не было. Вот генератор и старался :D .
 

Romich

Ветеран
Регистрация
5 Фев 2007
Сообщения
11.729
Реакции
1.925
Возраст
50
Местонахождение
Пермь
Имя
Роман
Техника
SnowВихрь + Снегопед
Я что-то не понял, что это за РР, если он не регулирует напряжение. А про генератор то да, согласен, что мощность их совсем не большая.
 

Mik73

Старожил
Регистрация
7 Дек 2010
Сообщения
1.347
Реакции
98
Возраст
72
Местонахождение
Ульяновск
Имя
Михаил Гаврилович
Техника
Ниссан Кашкай, самоделки
Romich написал(а):
Я что-то не понял, что это за РР, если он не регулирует напряжение. А про генератор то да, согласен, что мощность их совсем не большая.
Большинство тиристорных мото регуляторов выдают на выходе импульсное напряжение сложной формы, у которого ЭФФЕКТИВНОЕ напряжение более-менее постоянно. Но его тестером померить нельзя - результат получается в "попугаях". Я смотрел на своем: при малой нагрузке почти прямоугольные импульсы амплитудой 20 - 30 вольт, при нагрузке средней укороченные (иногда по-разному) полуволны синусоидальной формы, при максимальной нагрузке - выпрямленный синус.
 

mehatronik-68

Ветеран
Регистрация
1 Дек 2010
Сообщения
8.659
Реакции
2.672
Возраст
55
Местонахождение
Пермский край г.Горнозаводск
Имя
Александр
Техника
Всяконькая по немножку.
Romich написал(а):
А про генератор то да, согласен, что мощность их совсем не большая.
Занимался этим вопросом, но поматросил, да и бросил. Начитавшись форумов скутеристов, полез увеличивать мощность генератора. Суть переделки заключалась в следующем: регулирующую обмотку, зацепил последовательно силовой. И вот тут началось увы и ах! Генератор давнул что есть силы, уже на оборотах чуть выше ХХ, и сжог лампу накаливания со скутерным РР прям мгновенно.
Думаю, что можно было двигаться дальше в этом направлении, заменив РР на более мощный. Но чета не стал я.
А может и не зря. Где тонко, там рвется. Сечение обмоток при этом не изменилось, мог погореть и генератор.
 

Mik73

Старожил
Регистрация
7 Дек 2010
Сообщения
1.347
Реакции
98
Возраст
72
Местонахождение
Ульяновск
Имя
Михаил Гаврилович
Техника
Ниссан Кашкай, самоделки
Коммутацию хочу сделать на реле - меньше потерь мощности в цепях зарядки да и второстепенных потребителей можно будет отключать автоматически при заряде. Сначала нарисовал с автореле, а сегодня зашел в магазин радиодеталей, а там махонькая релюшка на 12в коммутирует 10а при наших напряжениях. Завтра буду паять.
 

Вложения

anr

Участник
Регистрация
10 Сен 2012
Сообщения
136
Реакции
1
Возраст
53
Местонахождение
Москва
Имя
Алексей
Техника
Рыбинка мод., самодельный снегоход
Добрый день!
Мне кажется, дребезг начнется. В момент переключения с режима зарядки аккумулятора на "сохранение энергии" напряжение будет меняться. И еще: я бы релюшку (катушку) шунтировал диодом или более высоковольтный тиристор поставил.
 

Mik73

Старожил
Регистрация
7 Дек 2010
Сообщения
1.347
Реакции
98
Возраст
72
Местонахождение
Ульяновск
Имя
Михаил Гаврилович
Техника
Ниссан Кашкай, самоделки
anr написал(а):
Добрый день!
Мне кажется, дребезг начнется. В момент переключения с режима зарядки аккумулятора на "сохранение энергии" напряжение будет меняться. И еще: я бы релюшку (катушку) шунтировал диодом или более высоковольтный тиристор поставил.
Дребезга не должно быть - включение реле осуществляет тиристор. Диод не поставил, потому что выброс на индуктивности бывает при отключении тока, а здесь релюшка выключается снятием напряжения.
 

47ой

Старожил
Регистрация
22 Янв 2011
Сообщения
1.064
Реакции
1
Возраст
60
Местонахождение
Лен.область
Имя
Олег
Техника
Приора "универсал" Флагман320L" Ямаха 4л.с 4 такта ,а теперь ещё и миниснегоход.
Подошло время электрики ,а где была схема проводки с запуском от АКБ забыл :dread: .кто выкладывал, в какой теме не помню,помогайте ,а? :) .
 

Сергей Самара

Ветеран
Регистрация
2 Дек 2009
Сообщения
9.326
Реакции
2.261
Возраст
61
Местонахождение
САМАРА
Имя
Сергей
Техника
Снегоход НАША РАША
Гаврилыч, а чем не устраивает проверенный шунтирующий регулятор?
Делал на снегоход и лодочный мотор,надёжная штука,сделал и забыл.
Схема проста,как только напряжение на акуме достигает 14в тиристоры шунтируют обмотку.
Имхо. реле не айс для этих дел.
 

Вложения

Mik73

Старожил
Регистрация
7 Дек 2010
Сообщения
1.347
Реакции
98
Возраст
72
Местонахождение
Ульяновск
Имя
Михаил Гаврилович
Техника
Ниссан Кашкай, самоделки
Сергей Самара написал(а):
Гаврилыч, а чем не устраивает проверенный шунтирующий регулятор?
Делал на снегоход и лодочный мотор,надёжная штука,сделал и забыл.
Схема проста,как только напряжение на акуме достигает 14в тиристоры шунтируют обмотку.
Имхо. реле не айс для этих дел.
Причин несколько:
- есть готовый РР (а точнее три);
- твою схему надо отключать от АКБ при неработающем двигателе;
- что-то надо городить для термоэлемента двигателя 150СС, чтоб при неработающем двигателе он не разряжал аккум;
- при малой мощности генератора трудно надеяться, что АКБ достаточно заряжена после поездки с включенными потребителями;
- судя по литературе, аккум в буферном режиме заряжается не более 75 -80%, а в циклическом можно и на 100%.
Для снегохода мне хочется, чтоб он гарантированно был на 100%!
Что касается реле, то оно делает вкл/выкл один раз после каждой заводки двигателя - в таком режиме автореле точно проживет долго.
 

Сергей Самара

Ветеран
Регистрация
2 Дек 2009
Сообщения
9.326
Реакции
2.261
Возраст
61
Местонахождение
САМАРА
Имя
Сергей
Техника
Снегоход НАША РАША
А зачем отключать от акб?
Потребителей то в схеме нет.Стабилитрон то на 14в и при 12в на акуме ток через него не идёт.
Я осенью завожу снежик без подзарядки с весны после последней поездки.
Отключать акум совсем при достижении 14в не есть гуд.
Объясню.Если ты догнал напряжение на акуме до 14в,это не значит что он зарядился.
Подключи зарядное устройство к акуму и убедись что ток зарядки при 14в есть и постепенно падает.
Что получается у тебя. Ток при 75вт где то 5,5а ,при таком токе твой мелкий акум быстро наберёт 14в и реле его отключит от зарядки.Всё,акум остался отключен и разряжен.
 

dakota

Вождь
Регистрация
12 Янв 2013
Сообщения
5.753
Реакции
2.177
Возраст
56
Местонахождение
Snow
Имя
Ильгиз Раисович
Техника
Снегоходные самоделки
Сергей Самара написал(а):
А зачем отключать от акб?
Потребителей то в схеме нет.Стабилитрон то на 14в и при 12в на акуме ток через него не идёт.
Я осенью завожу снежик без подзарядки с весны после последней поездки.
Отключать акум совсем при достижении 14в не есть гуд.
Объясню.Если ты догнал напряжение на акуме до 14в,это не значит что он зарядился.
Подключи зарядное устройство к акуму и убедись что ток зарядки при 14в есть и постепенно падает.
Что получается у тебя. Ток при 75вт где то 5,5а ,при таком токе твой мелкий акум быстро наберёт 14в и реле его отключит от зарядки.Всё,акум остался отключен и разряжен.
Сергей, при штатном реле регуляторе, нагрузка: фара 55вт и подогрев руля 30вт будет осуществляться нормальная работа и заряд аккумулятора?
Нет желания устанавливать дополнительную электронику.
 

Сергей Самара

Ветеран
Регистрация
2 Дек 2009
Сообщения
9.326
Реакции
2.261
Возраст
61
Местонахождение
САМАРА
Имя
Сергей
Техника
Снегоход НАША РАША
ИЛ67В написал(а):
Сергей Самара написал(а):
А зачем отключать от акб?
Потребителей то в схеме нет.Стабилитрон то на 14в и при 12в на акуме ток через него не идёт.
Я осенью завожу снежик без подзарядки с весны после последней поездки.
Отключать акум совсем при достижении 14в не есть гуд.
Объясню.Если ты догнал напряжение на акуме до 14в,это не значит что он зарядился.
Подключи зарядное устройство к акуму и убедись что ток зарядки при 14в есть и постепенно падает.
Что получается у тебя. Ток при 75вт где то 5,5а ,при таком токе твой мелкий акум быстро наберёт 14в и реле его отключит от зарядки.Всё,акум остался отключен и разряжен.
Сергей, при штатном реле регуляторе, нагрузка: фара 55вт и подогрев руля 30вт будет осуществляться нормальная работа и заряд аккумулятора?
Нет желания устанавливать дополнительную электронику.
Для того что бы ответить на этот вопрос надо включить амперметр в цепь заряда акб и вольтметр на акб,включить эти нагрузки.завести и посмотреть на разных оборотах.
 

dakota

Вождь
Регистрация
12 Янв 2013
Сообщения
5.753
Реакции
2.177
Возраст
56
Местонахождение
Snow
Имя
Ильгиз Раисович
Техника
Снегоходные самоделки
Сергей Самара написал(а):
ИЛ67В написал(а):
Сергей Самара написал(а):
А зачем отключать от акб?
Потребителей то в схеме нет.Стабилитрон то на 14в и при 12в на акуме ток через него не идёт.
Я осенью завожу снежик без подзарядки с весны после последней поездки.
Отключать акум совсем при достижении 14в не есть гуд.
Объясню.Если ты догнал напряжение на акуме до 14в,это не значит что он зарядился.
Подключи зарядное устройство к акуму и убедись что ток зарядки при 14в есть и постепенно падает.
Что получается у тебя. Ток при 75вт где то 5,5а ,при таком токе твой мелкий акум быстро наберёт 14в и реле его отключит от зарядки.Всё,акум остался отключен и разряжен.
Сергей, при штатном реле регуляторе, нагрузка: фара 55вт и подогрев руля 30вт будет осуществляться нормальная работа и заряд аккумулятора?
Нет желания устанавливать дополнительную электронику.
Для того что бы ответить на этот вопрос надо включить амперметр в цепь заряда акб и вольтметр на акб,включить эти нагрузки.завести и посмотреть на разных оборотах.
Понял, спасибо, сегодня сниму замеры. Полученные данные выложу. Я думаю всем интересно.
 

Сергей Самара

Ветеран
Регистрация
2 Дек 2009
Сообщения
9.326
Реакции
2.261
Возраст
61
Местонахождение
САМАРА
Имя
Сергей
Техника
Снегоход НАША РАША
Ещё показания амперметра будут сильно зависить от заряженности акб.
Если регулятор работает правильно он не будет кипятить акум.
 

Mik73

Старожил
Регистрация
7 Дек 2010
Сообщения
1.347
Реакции
98
Возраст
72
Местонахождение
Ульяновск
Имя
Михаил Гаврилович
Техника
Ниссан Кашкай, самоделки
Сергей Самара написал(а):
А зачем отключать от акб?
Потребителей то в схеме нет.Стабилитрон то на 14в и при 12в на акуме ток через него не идёт.
Я осенью завожу снежик без подзарядки с весны после последней поездки.
Отключать акум совсем при достижении 14в не есть гуд.
Объясню.Если ты догнал напряжение на акуме до 14в,это не значит что он зарядился.
Подключи зарядное устройство к акуму и убедись что ток зарядки при 14в есть и постепенно падает.
Что получается у тебя. Ток при 75вт где то 5,5а ,при таком токе твой мелкий акум быстро наберёт 14в и реле его отключит от зарядки.Всё,акум остался отключен и разряжен.
На счет отключения РР - согласен (при таком стабилитроне).
Про отключение зарядки при 14в - я собираюсь отключать при 14.6, а может и выше при отрицательных температурах. И если схема его отключает - значит он набрал 100% заряда и зачем его дальше мордовать?
С твоим самодельным РР получается классическая бортовая сеть с буферным включением АКБ, а с учетом маломощного генератора и наличием других заметных потребителей итоговое состояние АКБ после поездки будет зависеть от того, был ли включен свет (55 вт), да еще и подогрев (30 вт), не забываем о термоэлементе карбюратора (15 вт), на каких обротах работал мотор... и тд. Поэтому после стоянки можно и не завестись :blink:
Я же предлагаю другую схему - АКБ в работе потребителей не участвует, они питаются только от генератора. После заводки двигателя каждый раз добиваем АКБ до 100%, затем отключаем зарядку и включим ее только после следующего запуска мотора! Ну, естественно, это происходит автоматически. А для ускорения процесса на время зарядки часть второстепенных потребителей отключаем.
Мне такой вариант кажется актуальным именно для снегохода со стартером и маломощным генератором.
 

Mik73

Старожил
Регистрация
7 Дек 2010
Сообщения
1.347
Реакции
98
Возраст
72
Местонахождение
Ульяновск
Имя
Михаил Гаврилович
Техника
Ниссан Кашкай, самоделки
Добил сегодня схему на макете, завтра поеду, испытаю макет с двигателем трайка и потом уже в коробку.

Использовал автореле, чтоб сомнений не было. При заводке двигателя (появления напряжения на выходе РР) реле включается и начинается подзарядка АКБ. После достижения 14.6в реле отключается и находится в этом состоянии неограниченно долго, пока есть напряжение с РР. Ток утечки схемы при напряжении АКБ 12.6 в меньше 0.1 ма.
 

Вложения

Сергей Самара

Ветеран
Регистрация
2 Дек 2009
Сообщения
9.326
Реакции
2.261
Возраст
61
Местонахождение
САМАРА
Имя
Сергей
Техника
Снегоход НАША РАША
А какая ёмкость акб?
 

mehatronik-68

Ветеран
Регистрация
1 Дек 2010
Сообщения
8.659
Реакции
2.672
Возраст
55
Местонахождение
Пермский край г.Горнозаводск
Имя
Александр
Техника
Всяконькая по немножку.
Михаил Гаврилович, мы в прошлом сезоне тестили мотобуксировщик с этим двигателем.
Сделали такую схему: подключили РР, и отвязали аккумулятор от всех потребителей. АКБ использовали только на старт.
Так вот ведь какая штука вылезла - при включеных только на генератор фаре, и обогатителе, движок не запустился совсем.
Вывод, мала мощность штатного генератора СС 150. Ну ладно быстро дошло, а если бы нет? Посаженный стартером аккумулятор?
Тут случай был... Решили покататься. Один снегоход дрыг - завелся, а другой, долго-долго дрыгал ручным стартером, думал проблема связана с очень низкой температурой. Ан нет!
Переключатель стоп двигателя на руле забыл отключить. И главное, делаю то все сам. Но вот проблемы две: памяти мало, да техники много.
 
Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу