Мне показалось важным - в заводской инструкции на двигатель на стр. 20 указана первая замена масла после первых 5 мото-часов работы, в инструкции на М-15 на стр.14 пишется про замену после первых 20 мото-часов. Я думаю, что лучше следовать инструкции на движок и поменять масло после первых ПЯТИ мото-часов.
Так как все регламентные работы по движку прописаны в мото-часах, первым делом установил на него счетчик мото-часов, он же тахометр.
Такие продаются на али где-то за 560-590 рэ. Они идут и для лодочных моторов, поэтому герметичны. Встроенной батарейки хватает на 5-6 лет, как поведет себя это устройство на морозе пока не знаю, не проверял.
Подключение простейшее - 5-6 витков провода вокруг высоковольтного свечного провода и всех дел.
Холодный движок заводится довольно легко, но даже на теплом движке надо немного прикрывать возд.заслонку (подсос). При первой заправке очень помог насос ручной подкачки топлива - большая красная кнопка
очень удобно, не надо ждать, пока заполнится топливная система.
Воздушный фильтр выполнен солидно, все по взрослому
По электричеству. По моим замерам на выходе обмотки освещения на холостом ходу примерно 10В , на максимальных оборотах за 30В. Подключал лампу 12В 60Вт. Получил такие значения - на 1600об\мин напряжение 7.5В, ток 3.5А, т.е. отдается мощность 26Вт. На 2600об\мин напряжение 12В, ток в нагрузке 4.5А, т.е. отдается мощность 54Вт, на максимальных оборотах 3650об\мин напряжение 16В, ток 5.7А, отдаваемая мощность 91Вт. Т.е. подогревы, напр. 2Х15Вт можно ставить смело, но греть они будут только на марше. Заказал такие подогревы в Йетипро, цена с пересылкой 861 рэ. А вот на рычаг газа пока ничего с подогревом не придумал. Еще обязательно поставлю габаритный фонарь сзади, а может и вторую фару.
Наибольшие вопросы возникли по системе управления дроссельной заслонкой (газом). В этих движках есть центробежный ограничитель оборотов, который, после остановки двигателя, переводит дроссельную заслонку в максимально открытое положение. Видимо из-за этого случилась неприятность. После пробных заездов оставил Мухтарку на улице. Температура -7С, сильный ветер снег.
После простоя примерно час-полтора при заводке мотор резко набрал обороты, гораздо выше холостых и сильно дернулся вперед. Хорошо, что я поставил его рычагом тормоза на стояночный режим, иначе, с отпущенным тормозом или вообще без тормоза в режиме буксировщика была бы беда - или меня снес бы или повредил машины рядом. Но со стояночным тормозом успел среагировать и заглушить мотор. Стал разбираться. На мой взгляд причина оказалось в следующем:
Этот центробежный регулятор, ограничивающий максимальные обороты для использования этого движка в бензогенераторах и т.п., который при остановке двигателя переводит дроссельную заслонку в режим максимального газа, а потом, после запуска, возвращает ее в режим холостого хода, связан с карбюратором и рычагом газа несколькими тягами. Видимо получилось так, что надуло снега, который сначала, на теплом моторе, подтаял, а потом замерз, приморозив механизм возврата и движок после запуска сразу вышел на максимальный газ. Хорошо еще подсос его придушил немного. Это очень опасная ситуация! Стоп-чеки нет вообще, а на буксировщике и стояночного тормоза нет. Если такая махина рванет с места - её не остановить. Поэтому еще раз повторю - не забывайте про стояночный тормоз!
Поговорил с Каюроводами, которые пользуют такие же движки. Мне сказали, что, несмотря на капотирование, где меньшая вероятность надува снега и его последующего таяния и замерзания, на Каюрах отключают этот механизм. Кроме того, открытый дроссель ухудшает запуск на морозе. Этот механизм не дает уменьшить обороты холостого хода ниже 1500об\мин. и не дает поднять максимальные обороты выше 3750 по моим замерам. Конечно, поднимать обороты не стОит, т.к. ресурс этого движка с нижним расположением распредвала и толкателями клапанов может снизиться, но этот механизм я лично у себя, скорее всего, уберу, а верхние обороты попробую ограничить упорным винтом рычага газа.
А в целом силовой агрегат мне понравился. Запас мощности очень чувствуется даже на необкатанном движке. В сочетании с чумовым упором на гусянке, тяга должна быть просто бульдозерной