Экспедиция "Под северным небом" Сергиев Посад - Воркута - Каратайка - Амдерма - бухта Черная (пролив Югорский Шар)

Гусеницы для снегоходов и спецтехники

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Форумчане, привет!
В 2020м осенью мой Северок сильно пострадал в бухте Черная. Те кто читают мой профильную страничку конечно знают об этом.
Во время экспедиционного полета от Амдермы к Воркуте вдоль Карского моря самолет Северок попал в непогоду.


Летел я с пассажиром, опытным путешественником Олегом Чегодаевым, который уже давно изучает и пишет про Уральские горы.
Самолетом было пройдено уже около 70 км вдоль береговой линии, туман усилился и я решил садиться у ближайшего жилья.
Устье реки Черная выходит на побережье пролива Югорский Шар близ острова Вайгач. Здесь в устье реки находится единственно целый жилой балок. Спасибо жителям Амдермы, что смогли уберечь его.
При заходе на посадку с моря самолет нисходящим потоком воздуха прижало к краю сопки, носовое колесо зарылось в тундру и Северок сильно пострадал.

63.JPG


70.JPG



Мы абсолютно невредимы.
Олег вернулся в Амдерму, проделав дополнительно пешим порядком около 40 км., а меня, вскоре с самыми ценными деталями от самолета забрали друзья на моторных лодках, пройдя 150 км вдоль Югорского полуострова от Каратайки НАО.

Еще через полгода весной 2021г. нам с друзьями из Каратайки и Воркуты удалось вывезти и сохранить полностью разобранный самолет Северок на Большую землю!
Спасибо огромное всем, кто участвовал в спасении воздушного судна!

5-5.2.JPG



1.6.JPG


Сейчас идет процесс восстановления и очень нужна поддержка.
Хочу предложить Вам поддержать новую экспедицию «Под северным небом».
Она пройдет после окончательной сборки и облета самолета Северок в период весна-лето 2022 года.
Если самолет по какой-то причине не сможет пройти этот участок, мы проведем его своими силами и наземной техникой.
Маршрут должен пройти к месту посадки самолета в 2020 году.

Здесь мною и, возможно кто-то из друзей присоединится, будет сделан и установлен памятный знак о благополучном возвращении.
Знак будет сделан так, чтобы не нарушить вид и традиции северных обычаев.
Это будет приметный пирамидальный каменный гурий высотой около 1 метра. Возможно, установка деревянного столба по центру и горизонтальные основания в виде розы ветров по сторонам света. В самом гурии будет заложено в герметичном контейнере письмо с описанием истории сложной посадки самолета и успешного возвращения экспедиционной команды.
Имена тех людей, благодаря которым будет проведена данная экспедиция и установлен этот знак.

В поддержку экспедиции выходит новый календарь на 2022 год и называться он будет также «Под северным небом».
Многие форумчане уже приобретали этот красочный календарик, он выпускается с 2016 года.

original.jpg


Помочь проведению экспедиции, приобрести календарь и другие памятные бонусы можно на платформе Планета https://planeta.ru/campaigns/severokplane
Регистрация на Планете и оплата проста, а выдача и отправка гарантирована.
Есть и экспедиционная карта сбер 4276 1609 1615 9677., получатель Виктор Владимирович М. Просьба сообщить о переводе.

Друзья, буду держать вас в курсе о подготовке к экспедиции и восстановления самолета Северок!
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Привет всем кто #Под_Северным_небом
Ждем новые детали для планера от компании Аэрос, а нынче уже получен новый радиатор для двигателя самолета Северок.
Огромное спасибо всем, кто уже участвует в поддержке восстановления самолета и подготовке к новой экспедиции!

YZscdaYRpFE(1).JPG


Так выглядел радиатор после жесткой посадки самолета в проливе Югорский Шар.

20200822_101925.JPG
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Привет, привет!

Друзья, большое всем спасибо, кто участвует в подготовке новой экспедиции и восстановлению самолета Северок.
У нас есть хорошие новости!
1. Часть новых деталей для самолета от компании Аэрос уже отправлены. Упакованы и помещены в обрешетку. Если успеем, то получу до НГ. Было бы супер.

Пока ждал новостей, восстановил с помощью друзей Александра Савинкова и Дмитрия Кутало стальные трубы основания шасси самолета. Труба очень качественная и с проставкой. Даже многотонным прессом выправилась только под ремонтный вариант.

20211122_195043.jpg


20211126_130408.jpg


2. Весной в Воркуте при разборке самолета, я потерял свои часы Касио.
Хорошие надежные часы- с компасом, барометром и альтиметром. Никогда не подводили. Так вот, нашлись!
Отправили уже мне их. Спасибо, Сергей Щербак!
Оказалось, завалились часы и застряли в рулоне обоев. В квартире, где я жил ремонт шел.

--------------------------------------------

Сбор средств на экспедицию и восстановление самолета продолжается.
Очень рад, что заказываете себе замечательные календари с яркими полетными фотографиями и просто помогаете по возможности https://planeta.ru/campaigns/severokplane

Только в нашей стране нужно так "добить" отрасль, чтобы у пилотов АОН не было возможности легально и официально за вменяемые деньги содержать технику. Летать и зарабатывать.
В результате сейчас имеем огромное "мертвое" небо над страной.
Не верите?
Выйдите на улицу или балкон, откройте форточку. Вы видите маленькие самолеты или вертолеты? Слышите хотя бы шум винтов?
-------------------------------------------

Друзья, сделал небольшую видео зарисовку от полетов в декабре из прошлых лет.

 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Дорогие друзья!
От всей души поздравляю Вас с Наступающим Новым 2022 годом!

Так хочется, чтобы он дал нам больше спокойствия и здоровья, чтобы наши родные и все люди вокруг меньше болели, чаще улыбались. Чтобы близкие и друзья не уходили от нас, а детки чаще смеялись вокруг и плакали только когда появляются на свет ))

Чтобы каждому человеку жилось радостнее, интереснее и благосостояние наше всенепременно улучшалось!
Вроде ничего не забыл :)

На фото я и домашний снеговик СНЕЖОРИК с новогодними календарями и блокнотиками от #самолет_Северок ! Мы получили их из печати и вскоре они полетят к моим друзьям по адресам!

С Новым годом, друзья!
Спасибо за поздравления! Обнимаю Вас!

20211231_120324.JPG 1.JPG
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Друзья, привет от всей нашей семьи.
Рад поздравить всех с наступившими праздниками - замечательным Новым Годом и Рождеством, а сегодня со Старым Новым годом!
Очень желаю беречь себя и близких, идти вперед и ни за что не останавливаться на достигнутом!

Город Сергиев Посад. Парк Скитские Пруды.

20220102_153951.JPG 1.JPG


Утки любят авиаторов, а авиаторы сами очень похожи на уток. Или крылья леденеют зимой, или, исподволь хочется временами засунуть голову под тёплое крыло ))

80.JPG



В конце декабря я сообщал, что детали для самолета от компании Аэрос прибыли в Москву. Я уже готовился выезжать за ними.
Действительно, детали прибыли, но они оказались не для моего самолета. Бывает..
Спасибо, Сергею и Олегу Глебовичу за оперативную работу, все уточнили и детали вновь отправили, но они застряли на НГ в одном из грузовых терминалов.
Вновь ждем.

Постоянно на связи с конструктором и производителем, Александром Черновым.
Все работы по сборке редуктора самолета завершены перед Новым годом. 8-го января я его получил.
В редукторе заменены основные валы и шестерни, механизм прошел полную диагностику и проверку. По моей просьбе узлы снятые при замене, Сан Саныч также отправил. Они полностью работоспособны несмотря на жесткую посадку и удар винта об землю.
Спасибо за ответственную работу!

редуктор.JPG


Продолжается сбор средств на восстановление самолета Северок и предстоящую экспедицию в Арктике.
Хотел бы поблагодарить всех своих друзей, кто принимает участие в сборе средств на Планете https://planeta.ru/campaigns/severokplane
Совсем недавно мы перешли психологическую планку в 100 т.р. Чтобы проект был успешным нужно еще 50 тыс. руб.
Можно отправить деньги непосредственно на экспедиционную карту сбербанка 4276 1609 1615 9677. Получатель Виктор Владимирович М.
С этой карты закупается необходимое снаряжение и происходят оплаты по восстановлению самолета.

Отправились по адресам памятные календари в Ленинградскую обл и Москву, Воркуту и Надым, Уфу и Казань, Владикавказ и Новороссийск. Каратайку, Нарьян-Мар и Ухту.
Несколько календарей отправлены в благодарность моим друзьям за помощь в эвакуации частей самолета.

календ.JPG
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
С Днем Солнца вас, ибо сегодня на 74-й широте оно может только краешком и выглянуть!

i.jpg


Несколько новостей с фронта восстановительных работ по самолету Северок, да и так, просто новостей.

Первая и самая главная новость - к 20-му января я наконец-то получил основные детали для ремонта своего Скайрейнджера!
Транспортная компания Энергия по моей просьбе с южного московского терминала перевезла груз с Белоруссии на терминал -Ярославское шоссе. Отзывчивые грузчики помогли аккуратно погрузить упаковку из труб и ящик с пластиковыми деталями.
Под ящиком видна старая обшивка от самолета.
До сих пор приносит пользу!

10.JPG


Вот же зараза, при погрузке сильно вывихнул руку.

Обшивка, трубы, пластик, крепеж.
Спасибо компании Аэрос, Сергею Сергееву, Олегу Белоусу и курьеру Сергею за ответственное отношение и упаковку, все дошло хорошо, в обрешетке, без повреждений. Так приятно было увидеть яркую и родную для моего самолета желто-красную обшивку!

5.JPG


И пока еще не хватает части очень важных деталей.
Но, уже можно и нужно активно начать работы, используя временно старые детали и новый основной силовой набор труб!

День у меня ушел на всю перетряску, понимание что-куда приставлять, складирования, фасовку болтов.
На дворе зима, мастерская у меня хоть и теплая, но маленькая - самолет в неё не поставить. Поэтому разношу все по разным местам. Что на антресоли, что в сарай, что на чердак дома.

3.JPG


А тем временем снег в Подмосковье потерялся во времени и все продолжает и продолжает идти...
Обычная детская площадка уже больше напоминает археологические раскопки где-нибудь в Египте ))

6.JPG


------------------------------------------
Начало работ - 29 января.
Как только начал так и приболел. По ощущениям обычный грипп, температура 39, сопли , горло - ничего хорошего.
Чай с малиной, арбидол, мед и .. лопату в руки чистить снег во дворе.
Ну или самолет собирать ))

Идет сборка нижнего и верхнего треугольника кабины самолета. С этого начального этапа строится любой Скайрейнджер. Так же вновь строим и мы.
Подробнее процесс я отмечаю на своей страничке профильного авиа форума https://reaa.ru/threads/aehrodromy-nebo-i-nemnogo-pil..
Окончание сборки силовых треугольников кабины.
Ура! Можно поднять бокалы!

7.JPG


В Воркуте, спасибо Сергею Щербаку, нашлись мои часы Касио, которые я потерял весной 21го года при разборке Северка. А покупал их, когда еще только учился летать.
Часы надежные - с компасом, альтиметром и барометром.
Батарейка в них умерла, пока часы были потеряны и лежали несколько месяцев в темноте, а ведь она проработала 12 лет!
Найти было не очень просто, этот маленький аккумулятор подзаряжаемый от солнца.
Замена тоже непростая и аккуратная и вот, часы начали вторую жизнь!

8.JPG


9.JPG


-------------------------------------—
Наш проект посвящённый восстановлению самолета Северок и работе Малой Полярной авиации на Планете вышел на финишную прямую! Времени осталось меньше месяца - до конца февраля и мы с вами уже собрали больше 50 процентов средств. Проект стал успешен!
Считаю это отличным результатом, учитывая закошмаривание Малой авиации всемогущими чиновниками всех мастей нашей необъятной России. Практически игнорирование нас государством.

Огромное спасибо всем кто неравнодушен к полетам маленького самолета Северок!

Поддержать проект несложно, перейдя по ссылке Планеты https://planeta.ru/campaigns/severokplane
Можно помочь и непосредственно на экспедиционную карту сбер самолета Северок 4276 1609 1615 9677.
Получатель Виктор Владимирович М.
---------------------------—

Продолжение самолета Северок следует и будет, несмотря ни на что!
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Привет форумчане, друзья! Спасибо всем кто помогает и поддерживает полеты в Арктике.

Закончены треугольники кабины самолета, задняя стенка с диагональными трубами.

Пока все подмеряю и монтирую на основную стальную трубу номер 9, пострадавшую при посадке самолета в проливе Югорский Шар. Новую трубу очень жду, как и остальную часть деталей.
Благодарю Олега Белоуса из Аэрос за внимание к проекту восстановления!

11.JPG


Постирал и переставил тканевые чехлы на новые поручни

20220204_164740.jpg


Полностью перебран силовой узел с РУС и верхним креплением передней стойки. В нижней части труб 19 установлен набор новых роликов для тросов управления взамен утраченных. Все болтовые соединения заменены, узлы скольжения РУС очищены и смазаны.

18.JPG


Меняется труба SKR 15. Поперечная большая труба кабины. Меняется на новую которая пришла от Аэрос. Через болты эта труба воспринимает продольные нагрузки от упоров рессор самолета через трубы 16 и для меня до сих пор загадка почему в ней не сделаны дополнительные вставки как и в других силовых трубах.

Дудинка Таймыр 2015г. Постоянные посадки с подбором.
Мы с Алексеем Белянкиным разбираем часть облицовки и каркаса кабины самолета Северок для доступа к поврежденной упором рессоры трубе 16.

IMG_20150427_181929.jpg


IMG_20150425_122844.jpg


Спасибо авиалюбителю из Уфы, Марату. Марат также собирает Скай и нашел для меня несколько нужных трубок для усиления данного проблемного места. Отправил.
Я по получении немедленно начинаю бужевание поперечной трубы кабины SKR 15 и продольных труб 16.

20220218_160342.JPG


Очистка, грунтование, покраска деталей узла управления самолета и кронштейнов крыла.

26.1.JPG


27.JPG


В результате собрана стойка переднего шасси самолета с тягами управления и педальным узлом.

30.3.JPG
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Тем временем и околоавиационная жизнь продолжается.
Сыростью немного прибило снега во дворах домов, полях и лесах. Кошка Муся все чаще просится на улицу и тщетно высматривает среди огромных сугробов первые проблески серых мышиных шубок ))

30.4.JPG


Сделали вылазку с младшим сыном Ярославом на поля, где проходит облет самолета Северок. Обкатал свои охотничьи лыжи из экспедиционного снаряжения постоянно присутвующего во время зимних полетов на борту.

Здесь же встретили знакомых из СНТ которые нас узнали и тепло встретили.

20220212_134200 1.JPG


20220212_134922.JPG 1.JPG


18 февраля.
Поздравляю супругу Валю с Днем рождения!
Замечательную многодетную маму, искусную хозяйку домашних блюд и аккуратного мастера маникюра.
Любим тебя!

В парке.JPG


До окончания сбора средств на восстановление самолета Северок на Планете остался один день. Если есть желание и возможность поддержите наши работы. Далее будем подводить итоги.

С уважением!
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Привет, друзья!
Обновляю страничку и прошу прощения за длительное молчание.
Честно, много было разных причин, многие объективные характера. Вы и сами о них знаете.

Сейчас уже стараюсь регулярно обновлять новости по восстановлению самолета и подготовке к экспедиционным полетам.
Впрочем, обо всем подробнее..

-------------------------------------

Всем мирного чистого неба и здоровья!
Большой отчет о восстановлении самолета Северок
Отчет от 10 мая 2022г.
-----------------------------------
В первую очередь хотел поблагодарить тех кто участвует в поддержке полетов Малой Полярной авиации и восстановления Северка после драматичной посадки на берегу пролива Югорский Шар.

Напомню, что #самолет_Северок перебирается полностью.
Меняется основная часть силовых и рамных труб фюзеляжа и крыльев. Практически весь крепеж- болты, гайки, втулки, шайбы заменяются на новые. Идет рихтовка и правка имеющих некритическое изменение соединительных деталей, очистка и покраска тех элементов, которые были ранее окрашены.

Уже два раза пришли посылки с отсутствующими у меня дюралевыми трубами для восстановления самолета от друзей-авиаторов, Владимира Шумова и Марата Гайнетдинова.
От Олега Глебовича дополнительно пришли рамки сидений.
К сожалению несколько оригинальных узлов от самолета остаются недоступными.
Основная стальная труба кабины, подкосы крыльев, нижняя часть моторамы двигателя, спинки сиденьем и т.д.

Пока нет возможности достать новое, стараюсь восстановить поврежденное. Так например в городской кузнице была выправлена нижняя часть моторамы двигателя.

akosSk6X9xr0GMtH_dB-lW2OMGmTn4aj8WJlZZ6JUDkvNY2GO9smk0uwu60uvVr7jk__3tmKewQ4B0pGCsaqBxbD.jpg


Февраль.
Окончен благополучно сбор средств на восстановление самолета и всем низкий поклон от меня- кто поддержал этот сбор.
Справедливости ради нужно отметить, что почти половину средств внес я сам, а процент взятый компанией и последующая оплата налога, заметно убавила весь смысл сбора. Да и при нынешней ситуации (кто же знал) эти деньги заметно обесценились.
Ну что ж, на будущее опыт получил.

В последних числах февраля была собрана хвостовая часть фюзеляжа и соединена с рамой кабины. Эти работы из-за холодов проводил в небольшом неотапливаемом помещении.
Благодаря помощи производства от Александра Савинкова и работы Дмитрия Кутало к самолету появились новые капролоновые шайбы активно используемые в сопрягаемых и поворотных соединениях.

JjcyI-RnJPQiCrS5_ugkKhKyOHs2idghNiMEU88Kv_4pQIT-viM0qMH7AmPz0Ia76Q-0mRSq_GLE79zvPyGCg5wx.jpg


Март.
Продлил годовое членство в РАОПА — Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов и произвел обновление прошивки незаменимого полетного трекера Ин Рич.
C помощью кота Кеши проходило восстановление поврежденного руля направления.

uMi3ot_LVSTBYnClPStTH13GMIWcWCsq5CAVvZPmmxMcMOsXmFqNOjpWYQGr7uhXRju6zDyfB89JyqU7cRDkP-5Y.jpg


Перебраны с заменой подшипников и подготовлены к покраске все колеса шасси. Окрашены вместе с нижней моторамой, бензобаком, тормозной ручкой, триммером и т.д.

Ux7s9nCHLp90FKBWe9KDRGRuEg8LYf2S001IGqL21LGPue2oN04GcejNBttAvqf2-yhxX6CnEhUyVHSHSEsIaHw4.jpg


Апрель.
Чуть только потеплело на улице началась работа над восстановлением пола кабины самолета. Когда все поверхности очищены, покрываются защитным составом, грунтом.

Отдельной непростой песней было восстановление каркаса крыльев.
Оба крыла напомню провели осень и зиму на берегу Карского моря и потому внимание к каждой самой мелкой детали, каждому болтику.
На крыльях меняются только получившие деформацию продольные длинные трубы и троса натяжения. Все остальное ревизируется, чистится, рихтуется, смазывается и собирается заново.
Внешняя поверхность труб фюзеляжа и крыльев которые будут обтягиваться тканью проходят оклейку защитной пленкой.

На фото: середина апреля.
На фото сын Илюша переносит отремонтированный и сложенный каркас крыла на склад.



v5-UmaPIRwc45mY6D_t3Q4LmxLVMGnQ7xe_8xRjp8SZlJS2Q3nLUfpp3y-i7cDqDwlvR6dPm6oByE6Aszl9-v8Ej.jpg


Начаты работы над восстановлением дверки пилота. На обоих дверках требуется новое остекление, изготовление деталей навески.

Май. Первомай!
О других новостях
Подошедшее тепло активизировало работу по хозяйству. За зиму от больших снегопадов и таяния снега пострадали хоз. постройки. Не выдержала крыша парника, просел в грунт угол мастерской и т.д. Да надо просто привести в порядок территорию пока не появилась активная зелень.

Ура! Для активных работ по сборке #самолет _Северок хоть и совсем еще голенький, не протянутый, вышел под открытое небо! Спасибо всем кто помогает!

EVWnat5gdfp-MrMueevpXX2E4Q8_FulEfJ6QP45Ec0Y-fy1ZCx2Y7Mlm5Mx_pm2LAGB8aCpmBsWOP56mFDh0OcpI.jpg


За прошедший период несколько раз поступили переводы на экспедиционную карту сбер самолета Северок 4276 1609 1615 9677. Получатель Виктор Владимирович М.
Эта поддержка позволяет восстанавливать самолет и помогает нашей большой семье.

Все кто следит за моей страничкой наверное отмечали, что полеты самолета Северок выполнялись всегда с пользой для людей. Экспедиционная это была работа или перевозка продуктов в Арктике или экскурсионные полеты.

Тем печальнее нам всем было осознавать, что с каждым годом прессинг на Малую авиацию увеличивался и увеличивался, нас все давили и давили запретительными законами, увеличивающимися штрафами, налогами и бумажной бюрократией. В результате, в такой огромной стране как Россия остался просто мизер частных пилотов, многие из которых ушли из правового поля и сняли свои самолеты с регистрации.

Так вот, я обращаюсь к чиновникам всех мастей, неужели сейчас, когда большой авиации, бизнесу и предпринимателям все тяжелее, но для них хоть как-то стараются власти, снижают проверочные нагрузки, дают отсрочки по платежам и кредитам.
Не настало ли время повернуться лицом к своей российской Малой авиации дать нам возможность для развития и снять для нас избыточные требования?

Ведь при нынешней инфляции без развития и поддержания транспортных цепочек людям в удаленных поселках будет жить все сложнее.
Тот же внутренний туризм по стране очень нуждается в активном перемещении и дает существенный доход и Малой авиации и регионам с неразвитой дорожной сетью.
 
Последнее редактирование:

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Отчет от 18 июня.

Приход тепла и солнца дал пинок энергии и забот у частного пилота прибавилось.

Возникла потребность начать активные хоз работы и укрыть вышедший под открытое небо фюзеляж самолета Северок.
В первую очередь заново построил парник для огурцов и помидоров после того как в зимние обильные снегопады не выдержала крыша и он сложился.
В нем немедленно зародилась огурцово-помидорная жизнь.
Далее из двух колес детского велосипеда и разных оснований сварил бодрую садовую тележку.
Работа пошла!

Было дело..
Пару лет назад нам по улице меняли воздушный электрический кабель и деревянные столбы вышедшие из эксплуатации, рабочие хотели вывезти на утилизацию. Меняли на бетон.
Электрики были только рады моей просьбе и оставили по паре многолетних столбов вдоль забора.
Отлежали они свое и вот начали вторую жизнь.
Визг бензопилы, торцевание, продольный распил. Работы пришлись еще на майскую прохладу.

o0BNqDsyT_USCEiJlWVv5Re4zNrMwljrodO02ozjbPpAKBAL7zjtwCDNehLu1_B0UM2RtQ4tBhj2nE4dqxZWGG8T.jpg


Горбыль пошел на крепежные рейки, а две половинки каждого столба как раз под балку основания.
Так началось строительство домика для самолета.

А до этого я всю зиму я собирал старые оконные рамы, которые люди безжалостно выбрасывали меняя их на пластик. К весне составился уже приличный стекольный ряд, к сожалению самого разнобойного размера. Помню как переписал все размеры окон и зная высоту самолета ломал голову как бы красиво и главное ровно все состыковать. Радовало одно. Старые рамы хоть и разны, но все равно совершенны, ибо в них всегда есть прямой угол ))

Вишенкой на торте для постройки каркаса авиа домика стали доски пола из спортзала, которые начали менять в нашей сельской школе. Даже нечего говорить, что этот утиль частично разломанный гвоздодерами и молотками также с радостью был нам вручен с сыном.
Подумаешь потаскали часик и поскладировали этот драгоценный хлам. Ну, а потом вытащить гнутые гвозди, спилить расколотые части оснований и вот готов каркас!

6a0WuR91wqDpzMz_z8-N61RN45ft3-CxX8V9t-F4BWoA3onMl5Lxy2-I8Q3I78p8oh0AfyjAwX9UcQmUUR3YD0gZ.jpg


В конце мая у Илюши случилось ДР!
Круглая дата-18 лет. Поэтому недолго думая мы собрались все в авиа домике. Илья с друзьями подготовили столы и скамейки.
Вскоре и гости собрались. И хотя всех стен еще не было, но крыша над головой уже была. И очень кстати.
Налетевший в одночасье сильный майский дождь, вымочил бы всех до нитки!

Ну, собственно говоря после празднества Северок и занял уже свое постоянное место в авиа домике.

2uLNB_O1AyMkpb0d0XxkoRNQVLuaxtt6CJweRI6b91euXu2gjsuBFrD2SQb5aURK3pYYycpzhNuK6jQDg9OdV8v6.jpg


Выполнил работы по фиксированию болтовых соединений, настройке тросов в хвостовой части, далее установил полы в самолете и сейчас занимаюсь восстановлением противопожарной перегородки.

oyl8Wk-Xlv9PpoyU7WWwxFg2X92hZPsCbaAB98R_6AjFuvwai8sC9WEOs2HU_izIcmB8ex0tPdcVatfLZrPzWBmq.jpg


Очень кстати удалось найти в Москве немного пострадавшую выхлопную трубу от двигателя БМВ.
Хорошо, что есть бережно расходуемые средства на восстановление самолета. Оперативно заказал на Авито и вот уже очень ценный девайс у меня. Напомню, что после жесткой посадки на прибрежной сопке в Арктике моя выхлопная система оказалась практически разорвана на две части.
Так что теперь есть возможность ее полного восстановления!

После работ по самолету по погоде бывает и совершаем небольшие вело путешествия
С сыном Ярославом на фото.

7aEp2eB5wuxHKzmQrQnT4HFO43SxGewAAHjyPzADwEnW6bV31EbFcQSJnajsxXFod8k5l7mp-LkgE-5RwpZpluKm.jpg

------------------------------—
И хоть немного об авиационных новостях в свете нынешней ситуации в стране.
Очень бы хотелось, чтобы после жесткого кризиса в авиаотрасли когда из-за санкций раздутый авиапарк иностранных самолетов в стране сдулся как шарик, свой авиапарк изношен и мизерно пополняется новыми самолетами, также масса пилотов, очевидно останется без работы, авиа чиновники и руководство страны сделали бы серьезные выводы.
Все давно знали и предупреждали, что такая зависимость от иностранного авиапарка и преступный развал отечественной авиаотрасли может сказаться в любой момент. Это и происходит сейчас.
Но какие же выводы сделаны?

"Правительство РФ сделало замечание руководителю Росавиации Александру Нерадько за ненадлежащее исполнение им должностных обязательств." Всего лишь замечание))
https://iz.ru/1334115/2022-05-13/pravitelstvo-rf-sdel...

Зато уже на следующий день выходят изменения в постановление правительства https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc.. которые снова ужесточают требования к частным пилотам в части приостановления пилотского свидетельства и даже его лишения. В нашей огромной стране, где частных пилотов должны быть сотни и сотни тысяч, а нас всего дай бог памяти немногим больше пяти тысяч человек. Частных авиаторов продолжают гнобить.

А ведь нам сейчас нужно очень оперативно менять воздушное законодательство и дать свободу развитию частной Малой авиации. Нужно развивать собственный авиапарк и идти вперед! На севере и в Арктике
Но как и прежде ничего не происходит.
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Привет, друзья!
Мира и добра всем людям желаем от нашей семьи!

Большой отчет о восстановлении самолета Северок от 16 октября
---------------------------------
Наступила полная осень и расскажу о том, как эти недели и месяцы шли работы по самолету, что удалось сделать и в чем были реальные трудности.
На фото крайние дни июня.
Двигатель BMW R-1200GS
Прошло 2 года после его остановки в проливе Югорский Шар и вот он проходит процедуры мойки, очистки перед установкой на родную восстановленную мотораму воздушного судна.

vT3Urf-TMpLvTbTXVdpEAV6LvTHprjc4xZjhzRdsFVDl9CxAxCFFQhvqTOzDMaZar5OQElKKo8vx32wKmO6KRYZb.jpg


Июль.
Первым делом в начале июля у меня слетела операционная система, в просторечии Винда с рабочего домашнего компьютера, походу утащив за собой встроенный и внешний диск со всеми программами, фотографиями и архивами за много лет. Так я остался наполовину вне сети и активного общения.
Но отличная погода не давала сильно хандрить, я старался растить своих детей здоровыми вывозя их периодически на веселый пруд соседнего городка, прихватывая по пути и их одноклассников. Каждый день продолжая работы в авиа домике, где с весны поселился #самолет_северок

После аккуратных работ по завершению противопожарной перегородки, начались не менее аккуратные работы по сборке обтекателя самолета.

Эта штука- обтекатель состоит из пяти отдельных элементов из пластика которые нужно совместить, произвести разметку, сверление, установку капотных замков. Все это собрать на самолете, на котором еще нет кабины и прочных соединений для обтекателя.
Нижняя часть капота имеет вырез под радиатор от двигателя Ротакс, который гораздо уже моего радиатора для БМВ. Танцы с бубнами потанцевать пришлось )).

eEzYsFJBS-OmtoKNQjdmZ0limdnePyZp05jc8FHZZUqr7RoYLWm4BMd-GS-PmG4P-7mKurn23RkyVzVMRgNWQhaw.jpg


Поскольку и капотных замков у меня не было, то очень выручил авиатор, летчик-испытатель, Петр Корниюк, отправив мне нужное количество из Московского региона.

В июле наш красавец, кот Кеша родом с Дерезовки, Воронежской области пропал. Кот был боевой. Любил всё настоящее в жизни. Мясо, руки хозяина и тепло батареи отопления. Кот ловил как ракета мышей во дворе и гулял сам по себе. Мог попасть своим сильным характером и в зубы собак и под колеса машин.. Эх..

Крайние числах июля начаты работы по установке новой обшивки на фюзеляж и хвостовое оперение самолета.
Рядом внимательно наблюдает за техникой безопасности и ведет охрану участка пес Рыжик.
На карту сбербанка самолета Северок пришла поддержка от Ирины Владимировны.
Спасибо огромное!

1.7.JPG


Август.
Первой половине августа получен новый винт. Так получилось, что винт который мне хотел сделать мой друг, Роман Николаенко из Киева на который я очень рассчитывал стал недоступен по ряду объективных причин. Теперь пришлось искать старые контакты изготовителей и, благодаря собранным средствам удалось купить новый винт!

g9MTfNfJPIH-2PEI3At8Yn_4fMCetFMe-0yH7yAYsgveF9_rEzg9PSWigVZ-9fT9LUQ_Ce_gF03BuVtbxEpSbA5e.jpg


Реально помучался с установкой новой ткани на хвост. Как ни тяни чехол, различными нагрузками - нет совмещения отверстий в ткани и на трубе хвоста. Обсудил с Олегом Белоусом ситуацию. Получил фото полезного воротка для натяжения. Закончил я эти работы только после того как ткань нового чехла уже полностью сошлась под нижней частью хвоста, но отверстие все равно немного не совпало. Плюнул и пропаял его чуть выше.

Середина августа.
Тем временем парник с пышно колосящимися огурцами и помидорками начал активно радовать глаз. Не только на свежем воздухе, но и закатанными в банки.
Эти же дни из Питера от брата Алексея Кулакова пришел ящичек с рабочим компьютером на старенькой Виндовс 7. Пробы сделать из моего и пришедшего "железа" полноценную станцию вначале закончились ничем. Но после собрал и свой комп, хромающий на одно ядро )) и у детей наконец-то комп появился. Спасибо, Леш!

Мы все выжидали время, надеялись, что кот Кеша вернется. Тщетно.
В августе взяли двух резвых котят. Персик и Ася.
Мыши во дворе узнав об этом сильно расстроились.

Установка в нижнем капоте масляного радиатора. Поскольку капот рассчитан под другой радиатор, пришлось делать новые вертикальные вырезы, а также кронштейны крепления новые ваять. После этого работаем с верхней панелью, частично восстанавливаем ее элементы, вскоре она закроет сверху приборный отсек.

Все ближе сентябрь и подготовка детей к школе. Возможностей для отдыха на юге нет, но мы смогли выбраться два раза на Волгу за это лето. В июле на рыбалку и вот теперь в конце августа пользуясь теплой погодой побыли несколько дней близ Калязина.
Поразило огромное количество отдыхающих вдоль берега, всякое отсутствие комаров, отличное настроение и теплая вода. Рыбы опять таки удалось поймать малёхо.

i_0Voo45j2UqVUtHufz3jbs0v4bsjxTa3r6ZacbaYXLOtLYQFauHdDs4wVbTLKHGHzDzTco5qxHhbEzyXwWbCn2c.jpg


Крайние числа августа. Установил в хвосте самолета платформу для легких грузов и рамку для аккумулятора.

1.9.1.JPG


Сентябрь.
Дети пошли в школу, младшие 3 и 6-й класс, старший в колледж.

Снова разбираю всю облицовку. Настало время для восстановления выхлопной системы. Обрезаю оторванную поврежденную часть патрубка болгаркой и второй патрубок от глушителя. Все зачищаю. Закрепляю глушитель на самолете. Верхние части этих патрубков снимаю на шаблон и по нему произвожу сборку на каплях сварки новых патрубков от купленной выхлопной трубы БМВ. Тщательно выставляю конструкцию по зазорам ибо патрубки проходят через силовые треугольники моторамы двигателя. Через день забираю в Сергиевом Посаде у мастера -аргонщика готовую выхлопную.

mtrQ556-mmdADPUFOmplpGZcHW8gJKwJRIDWxsiKYBAxdlSLLZhLzI5fGH2ik7DLXAAXgwLPV2d1akP8ZpFYdhxo.jpg


Перед тем как закрывать верхнюю панель над приборкой и приклеивать декоративную поверхность проводим большие работы по электрической проводке. Со стороны двигателя соединяем все датчики, потребители и производители тока - стартер и генератор. И после ведем жгут уже в кабине по противопожарной перегородке и по приборной панели. Соединяем с выключателями и приборами. Устанавливаем блоки управления - в просторечии мозги.
Все тщательно изолируем, закрепляем.

kdUTN_klyfjglv5Vql8qrEDxNvrPYcQNa21D65KAJ55OCRaiy5DVwdFCwm24p3KeuL44hThDUbnIgLzFdUsosdrl.jpg


Наградой стал вновь засветившийся пилотажно-навигационный комплекс, немедленно дав прямой маршрут на Амдерму -1870 километров ))

QkeqR74OWJVxPkj866KrjXFDJoQzOZlYR-2NlCa-HR1fCohd3EcwwA3rC39kvew7rT1kLhjzG6x5EaCU0yxWwhDD.jpg


17 сентября заехал к нам по пути перегоняя на юг большой Камаз, друг-воркутинец, Вадим Повонский. Очень рады были его видеть с супругой. Вадим всегда помогал чем мог нам с Северком в арктических полетах.

IY1gjOWVtG6iWxEuviuH4R6nOtPj8rDCle38LhP4KsS-ifa7nsEvKB0U345aYGSvIW2yjZ1D-9HJ_HyqCfK5GyVP.jpg


Встал на место топливный бак. В ткани борта самолета выплавляю тонким паяльником отверстие под его горловину. После идет установка топливных магистралей и топливных насосов. Основного и запасного.

Октябрь.
Изготавливаю недостающие спинки сидений из дюралевой трубки 12мм. Чтобы не пачкались новые сидения, закрываем их незатейливыми чехлами. Тут уже без помощи супруги никак.
В двигатель заливаем новое синтетическое масло, но перед этим естественно меняем масляный фильтр на новый.
------------------------------------------
Торжественный момент. 8-го октября 2022 года, после более чем двухлетнего молчания наш моторчик снова запущен и надежно работает!
После запуска днями провожу регулировку клапанов и так необходимую синхронизацию работы цилиндров в дроссельных заслонках.

jnaM0ri23-k4NUHHovFdTDjbbR8qjiKSqpWdaFpwJIC4wZeIPJC2ukah0DxR3L7BLZN_eRVuQWV4ccUd5YTpzfQR.jpg


Из больших работ впереди у нас остается сборка крыльев, закрылков и элеронов.
Изготовление подкосов и контрподкосов крыла - дюралевые трубы. Остекление кабины и дверей - поликарбонат. Багажник под самолетом - лист тонкого дюраля. Все это еще необходимо приобрести. Если будет материал, то все работы планирую закончить работы в течении полутора- двух месяцев. Зима нас никогда не пугала, тем более в авиадомике есть крыша над головой.

Друзья, буду благодарен за помощь в окончании работ по самолету.
Экспедиционная сберкарта самолета Северок неизменна 4276 1609 1615 9677
Продолжение следует.

Огромное спасибо всем кто помогает нам с Северком в полетах и восстановлении!
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Спасибо всем, кто читает веточку и поддерживает нас!
Продолжаем работы по подготовке к полетам.

После запуска и регулировок двигателя, весьма интересующим меня фактором является проверка его состояния.
Двигатель BMW R1200GS 2007 г.в. родом из Германии установлен на самолет Северок в 2012 году и имел наработку наземного пробега 25 тыс км.

Масло на котором неизменно работал мой движ- Мотюль 7100 10W40

18 октября производил измерение компрессометром.
Вначале поочередно вкручиваю компрессометр в правый и левый цилиндр на холодную. На двигателе выкручены верхние свечи обоих цилиндров, замкнуты на корпус, отключена подача топлива на форсунки, газ на полную!
Прокрутка порядка 10 оборотов коленвала, запись и фото показаний.
Правый по полёту цилиндр 11.9кг/см
Левый 12.2кг/см

Устанавливаем свечи, подачу топлива.
Идет прогрев двигателя до рабочей температуры. БМВ работает мощно и ровно.
Сначала на холостых. Потом на средних быстро довожу двигатель до рабочих показаний на панели приборов. Винта и обдува цилиндров нет, поэтому все делаем оперативно.

3.5.1.JPG



Записаные показания: горячий двигатель
Правый 13

3.5.2.JPG


Левый 13

3.5.3.JPG

-----------------------------
С 2012 по 2020 год этот замечательный двигатель работал на самолете постоянно и в любое время года. Очень часто запускался без возможности подогрева масла в низкие температуры из-за сильного ветра, когда даже укрытый примус было невозможно закрыть.

Отменное качество двигателя BMW R-1200GS за долгие годы работы в совершенно разных климатических условиях, включая сложные арктические.
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Привет всем, друзья!
Отчет за вторую половину октября-ноябрь.

Мира и добра всем.
Большой отчет делаем постепенно.

После окончания работ по проверке и настройке двигателя и редуктора закрываю капоты.
Начинаются работы по установке остекления кабины.
Верхнюю часть ваяю с чистого листа, а вот лобовое стекло под шаблон у меня осталось из прошлых экспедиционных полетов. С этим чуть легче.

3.7.1.JPG


По сложившейся практике я уже давно отказался от рекомендуемой схемы от производителя самолета, компании Аэрос по изготовлению цельного стекла - лобового и над кабиной.

Ставлю поперечный уголок на фигурных гнутых трубах обрамления кабины и разделяю этот вариант стекла пополам. И куски (стекла) поликарбоната проще найти для замены и менять соответственно их проще, чем цельное.

3.7.0.JPG


Начинаю работы с верхней части, поскольку лобовое стекло будет иметь набегающий поток и ляжет внахлест на этот лист.
Середина крыши кабины также получает поперечный алюминиевый профиль, что создает необходимую прочность большой площади.

3.7.4.JPG


Линейка, разметка, сверление контрольных отверстий под винт. Визг болгарки, летящая повсюду пыль пластмассы- идет вырез из рулона поликарбоната. Зачистка оплавленных краев. Ну а после технический фен работает по углам, загибая их к трубам кабины и снимая напряжение изгиба.

А потом снова подгонка, где то что то ушло, а потом снова подгонка, а потом снова подгонка.

3.7.5.JPG


Когда слишком много пыли включается верный помощник родом из СССР - пылесос Чайка 10М 1987года! Вот это проверка на прочность, парни.
Пылесосу 35 лет и ни одного капитального ремонта. Ни одного, Карл!

3.7.3.JPG


Тридцатое октября. Неделя каждодневной работы.
Работа с остеклением кабины закончена.

3.7.2.JPG


Было три дня выходных.

В малопонятный мне праздник 4 ноября я все надеялся, что сегодня активно поработаю, а завтра- 5го закончу пораньше и напишу большой отчет. В результате и пятого работал, но уже с огромной надеждой на 6-ое ноября, когда точно все закончу пораньше.

Дни стоят короткие по свету, тяну до последнего и аккуратные работы в авиа домике прекращаю уже в полной темноте к 18-19 часам
Домашние дела, уроки у детей, кормить животных, все это никто не отменял.

Но 6 ноября, неожиданно все вопросы напечатания текста снова сместились. Приездом полярника-радиолюбителя, Виктора Гладышева с коллегами по клубу, Денисом, Алексеем и Андреем.

5.0.1.JPG


За несколько часов наполненных в мастерской дымом сигарет, задумчивыми и непонятными мне фразами про края диапазонов (любительский и авиационный), амплитуды, резонансы и прочее, парни протестировали антенну самолета Северок, перепаяли надежно штекер установленный в походных условиях, проверили мою маленькую рацию с которой летаю все эти годы.

Аккумулятор рации рожденный в далеком 2014 году, выдохнул чуть ожившим от зарядки током.
Норм. Рация и антенна согласованы.

5.0.JPG


После отъезда коллектива радиолюбителей по горячим следам установил антенну на свое штатное место.

5.1.JPG


Здесь она и находилась в период экспедиции 2015 года и, в частности обеспечивала связь через вторую радиостанцию не только с наземной группой вездехода на Таймыре, но и через судовой канал с полярной станцией Сопочная Карга и ледоколом Вайгач.

5.2.JPG
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Помните я писал о том, что у меня слетела винда на компе и я практически все лето был без основного инета. Вместе с компом умер архив за несколько лет вместе с жестким диском.

Так вот большую часть фотографий и видео работы самолета и полетов имеющих для меня большую ценность удалось недавно спасти. Отвез жесткий диск в сервисный цент и из него вытащили большую часть фото и видеоархива.
Эта операция заняла несколько дней и обошлась прилично денег.
И благодарность в том что удалось спасти архив, хочу выразить Александру К. из Архангельска.
Александр, большой друг самолета Северок.

В 2020 году, когда разбитый и частично разобранный планер переместился к балкам от сопки бухты Черная и остался зимовать в проливе Югорский Шар, Александр одним из первых помог мне в организации экспедиции за самолетом и впоследствии также помогал на всех этапах восстановления. Спасибо, Саш!
----------------------------------------------------
После установки лобового стекла и крыши кабины самолета самолета переходим к не менее аккуратной и кропотливой работе по восстановлению дверей.

От штатной конструкции Скайрейнджера наши двери имеют сдвижные окна с каждой стороны. Эта моя самодельная примочка имеет огромное прикладное значение.
Фото из спасенного архива.
Далекий 2014 год.

5.2 (1).JPG


И, как возможность наблюдать за полетом во время сложных метеоусловий, в частности обледенения лобового стекла, просто выглядывая наружу и, как возможность снимать фото и видео без дополнительных помех.

-Витя, не забудь про окно для меня!
О сдвижном окне, также не так давно напоминал мне мой друг, замечательный фотограф, воркутинец Сергей Шербак с которым мы делали в конце лета 2019 года большой творческий полет по реке Воркута. Фотографии Сергея вошли в ежегодный календарь от самолета Северок.

20190821_052549 1.jpg


Когда позволяет погода, даже на небольшом снежку можно работать вырезая профиль стекла из поликарбоната.

4.2.JPG


А вот когда идет дождь, то в авиа домике располагаюсь под хвостом самолета.

4.7.JPG


Вырез проема и установка направляющих также все из обрезков поликарбоната.
Есть дверь пассажира.

4.5.JPG


4.8.JPG


Верхнюю часть дверей закрывающей крыльевые проемы оставляю незаконченной. Доделаю уже когда поставлю крылья, а вот с этим сейчас самый большой затык. Нет подкосов.

После окончания работ перемещаюсь на вторую сторону и восстанавливаю дверку пилота. Помимо остекления нужно произвести совмещение лобового стекла и дверки, с тем чтобы оставить зазор минимальным и вывести их по одной грани. Где-то подкладываю пластиковые шайбы, где-то немного работаю напильником. После закрываю треугольные проемы под поручнем.
Да здравствует окончание работ по дверям.

Пока сын везет необходимой длины винты и прочий крепеж из города, пользуя теплую погоду приклеиваю с обоих сторон бортовую надпись имени самолета.
Не так давно сам ездил в город в рекламное агентство, там подобрали размер и цвет, изготовили наклейки. Сняв аккуратно буквы на ткань самолета, снимаю поддерживающий их слой бумаги и поскольку точно знаю, что держаться они будут плохо, делаю еще один слой защиты из обычного прозрачного скотча. Это уже гораздо лучше удержит- проверено

4.6.JPG


Ближайшие дни начнутся большие работы по изготовлению подвесного багажника под самолетом.
Закуплен и привезен лист тонкого дюраля для его обшивки.

5.3.JPG


Благодаря поддержке всех вас, моих друзей, форумчан, восстановление самолета успешно продвигается!
Все материалы, поездки за ними, надписи на самолет были бы не возможны иначе.
На фото- куплен новый аккумулятор для нашей маленькой авиационной рации. Старый уже просто на выброс.

4.9.JPG


Огромное спасибо за помощь!
Александр К "На восстановление Северка."
Михаил М. "На Северок от Нары ", Вера К., Адэлия Х
Максим М "На Северок", Евгений М., Антон Г.
Филипп К., Михаил З. "Всего наилучшего!"
-----------------------------
Друзья, подготовил небольшую предновогоднюю памятную серию кружек.

4.0.JPG


Цена кружки-3 тыс. рублей, в стоимость включена пересылка по всей России и помощь в окончании восстановлении самолета. Для заказа пожалуйста пишите в личку.

4.1.JPG


Карта сбер самолета Северок 4276 1609 1615 9677 Получатель Виктор Владимирович М.
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Друзья, всем северный декабрьский и авиаторский привет!
Но еще большую значимость имеют сейчас пожелания мира и добра!

Продолжаем большой отчет о работах по восстановлению маленького, но всегда способного на полезные дела самолета Северок.
Отчет за ноябрь-декабрь.
Спасибо большое всем, кто помогает. Всем, кто любит полеты!

Если из прошлого октябрьского отчета я еще мог как-то подтянуть время работы к 18-19 часам, то когда наступил ноябрь после 16 часов заканчиваю основные сложные работы в холодном авиа домике. Либо работаю уже под свет ламп и налобного фонаря.
А знаете, что успокаивает? То, что в прошлые времена работы по самолёту на севере, где бы он не находился шли только до 13-15 часов. А после уже сумрак и ночь.
Ну, а когда ночь на севере работал помню и в холодном ангаре в Воркуте под светом лампы, то на открытых всеми ветрам местах. И в Каратайке и Амдерме и полярных станциях и открытой тундре.
Каюсь, как-то не особо предрасположена душа долго работать на морозе в темноте ))
-------------
С 14 ноября идет постройка подвесного багажника.
Тот багажник, что был построен ранее, пострадал очень сильно. Строим с нуля.
Делаю первую основную рамку из алюминиевого уголка. Ее устанавливаю на самолет.

5.3.2.JPG


Вторую основную рамку уже по размерам подгоняю под лист дюраля Д16Т. Ровно середина ноября. Это крайние дни когда уже сильно похолодало, но еще нет снега.

5.1.1.JPG


Спасибо полярнику, Виктору Гладышеву.
Он узнав, что в конструкции багажника очень востребованы различные алюминиевые уголки подарил несколько штук. Вместе с отличной зимней резиной на мою старенькую, но вполне еще активную "шестерку", Ваз-2106. Машинку, честно помогавшую в полетах в Воркуте и сейчас также постоянно помогающую по хозяйству.

Немедленно запускаю уголки в работу. Соединив обе рамки багажника вертикальными ребрами, выставляю его на самолете, проверяю геометрию и далее производим установку направляющих пластин и вырезанных из того же листа дюраля сдвижных отсеков.

5.3.3.JPG


От основной части багажника к передней и задней части, отсеки имеют фигурную обтекаемую форму. Тут уже нахрапом не возьмешь. Вначале на передней части работаем. Шаблон-картон, переноска на лист, вырез, зачистка. Клепка, фиксирующие уголки, зачистка.

5.3.5.JPG


Прошла неделя каждодневной работы по постройке багажника.
Лег снег. Подошёл постоянный минус.
В принявшем формы багажнике периодически начали проявляться подвесные зайцы- Ася и Персик

5.4.0.JPG


5.3.4.JPG


24 ноября зашел сын и сфоткал меня на окончании работ передней и основной части багажника.

5.4.3.JPG
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
------------------------------------------
27 ноября.
Открываю, как всегда новости и авиа форумы. Как гром среди бела дня. На вертолете вместе со своим братом Дмитрием разбился, Александр Курылев.
Я был просто потрясен. Опытный пилот, мастер спорта, обладатель многих наград, также и за высший пилотаж. Многие помнят Александра всегда позитивным улыбающимся в памятном полете из Красноярска на Диксон.

i.jpeg


На Як-12, Александра Андреева они проделали тогда весь путь вместе.
Я делал много фото в том полете и остался вот такой памятный кадр.
20 июля 2013 года. Награждение памятной медалью. Таким Саша и мне запомнился навсегда.
Память и вечного неба тебе, замечательный пилот, Александр Курылев!

IMG_5660.JPG

-----------------------------------------
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Наступил зимний месяц.
Отчет за первую половину декабря.

Финал задней части подвесного багажника. К трубам хвоста крепим перпендикулярно уголок и к нему вяжем рамку фигурной части. Обшиваем все дюралем, крепим, клепаем.
Чуть больше двух недель работ и новый большой багажник готов.

5.5.JPG

-------------------------------
Из недавних декабрьских новостей.
Благодаря поддержке большого друга самолета Северок, Александра К. из Архангельска и производственной компании Bask удалось заказать все четыре новых подкоса крыла.
Поскольку их конструкция немного отличается от "родных", то кронштейны, как и многое другое по самолету поможет сделать на своем производстве мой друг, Александр Савинков с Дмитрием Кутало.

Переустановлен новый радиатор Траст Стайл в 10 рядов, более подходящий под вырез капота.

5.6.1.JPG


Работа нынешних дней :
1. Восстановление лыж. Рихтовка и покраска старых уширителей, установка новых полос на боковые лыжи (заказаны).

5.6.2.JPG


2. Работа над элеронами и закрылками крыла. Всё одевается в новую ткань перед полной сборкой и установкой на самолет_Северок

5.6.JPG


Одновременно со всеми работами начинаем подготовку к экспедиционным полетам.
Куплен и опробован новый примус, взамен повреждённого при посадке. Уже не в первый раз лучших продавцов нахожу на Авито.

33.jpg


К примусу подготовил алюминиевую гофру с защитной противопожарной тканью для подогрева двигателя на морозе. Здесь же на Авито нашел и заказал обрезки из нержавеющей стали. Из них на днях сделаю новые уширители лыж.

Установил полную систему отопления набегающим потоком от глушителя, подобную той что была раньше на нашем самолете.

5.6.3.JPG

--------------------------------
И еще пару слов хотел написать о Малой авиации. Хоть немного хороших новостей. Просмотрел скудную ленту недель постов от авиа форумов и телеграмм каналов.
Нечем нам радоваться, коллеги
Если коротко, то вскоре, очевидно летать без подачи плана не смогут даже те, кто входил в самую массовую и небогатую группу сверхлегкой авиации- до 115 кг. Паралеты, дельтапланы, парапланы, легкие дельталеты.
А также то, что Росавиация продолжает запрещает индивидуально учить пилотам-инструкторам курсантов в нашей стране.
А, это, кстати сказать, есть самый правильный и грамотный род обучения, который используется во всем мире!

Огромное спасибо за поддержку работ по самолету! К сожалению могу подписать только инициалы от перевода по смс и если есть подпись к нему
Александр К. из Архангельска
Владимир Федорович Богданов
Алексей Юрьевич С. "На Северок."

Памятные кружки доставлены в Питер и Нарьян-Мар

5.4.2.JPG


5.4.1.JPG

----------------------------
Мороз и темнеет рано. Растущий самолет_Северок
Ему как и луне скоро станет мал родимый домик.

5.4.4.JPG
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Дорогие друзья!
Мира, добра, здоровья!
Небольшое видео перед самым Новым годом!

 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Большой отчет о работах пилота и по совместительству строителя самолета Северок.

Друзья, с наступившим Новым годом, Рождеством, Старым НГ и наступающим Крещением всех !
В первую очередь можно только пожелать, чтобы везде скорее восстановился мир и согласие.
Впереди Крещение и гирлянды на окнах все еще ярко радуют глаз.
—-------------------------
Тем не менее этот наступивший год уже вполне отметился не только застольями и радостями, но и грустными и даже трагическими событиями в Арктике.
--------------------------------------
Вначале о работах.

Вторая половина декабря.
Несколько дней пришло около нулевых. Всегда выхватываю их, чтобы сделать какие то работы с материалами боящимися мороза. Пластик, пластмасса, клеевые основы.
Этот раз разместил на своем прежнем месте - хвостике самолета, эмблему Малой Полярной авиации.

6.9.JPG


В дни сильных морозов есть много полезных занятий.
Например затопить печку и собрать, отрегулировать подготовить к установке на самолет проверенный годами винт. В момент жесткой посадки он разобранный находился в хвосте самолета как запасной и нисколько не пострадал.

7.0.JPG



После окончания работ над восстановлением лыж и радостным фото на фоне елочки , я принялся творить новые тросовые растяжки ограничивающие угол поднятия и опускания носков и задников лыж.
Работал болгаркой обрезая нужную часть нового тросика.


Один миг.
Режущий круг неожиданно распушил и обхватил нитку троса и через большой палец обмотал трос на шкиве. Заклинил болгарку.
Благо, что работал в очках и рабочих перчатках.
Петлей троса передавило палец и сломало ноготь в основании.
Если кто в курсе по ощущениям, то и никому не пожелать.
Я попискивал как раненый пингвин))

Пихал этот уже непонятный по ощущениям кровяной палец в снег. Благо его - снега во дворе пОлно и после этого еще долго-долго еще приходил в себя.
Наверное отрастет вскоре новый палец - так утешал себя))
Фотку приложу на всякий пожарный для предостережения тех, кто активно работает болгаркой.

7.5.JPG

7.6.JPG


Этой же ночью из-за мощных снегопадов крыша авиа домика легла на самолет Северок.

5.9.JPG


Восстановили в течении дня с сыном в авральном режиме- сделал новые распорки стропил.

5.9.1.JPG


Когда до Нового года оставались считаные дни очень хотелось успеть подготовить подкосы крыла, но к ним еще надо было каким то образом придумать соединительные кронштейны оригинальной формы.

Провели неоднократно мозговой штурм с Александром Савинковым и Дмитрием Кутало.

6.6.JPG


И в результате я на своей маленькой отвязной воркутинке -ВАЗ 2106 промчался в потоке предновогодних суетных машин до Пироговского водохранилища.

7.7.JPG


Привез в Сергиев Посад из механического склада цельный брусок нержавейки.
29 декабря успели с Дмитрием и Денисом нарезать необходимое количество деталей, после высверлить лишнее и придать начальную форму.

7.8.JPG
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Пришлось все работы свернуть раньше потому что к нам ехал наш дед Мороз, полярник Виктор Гладышев и привез детям подарки!
На фото он с моей мамой, Ниной Ефимовной

6.5.JPG


На Новый год ходили всей семьей к елочке в наш поселок, запускали салюты и жгли бенгальские. Было здорово.
Люблю утро первого января!
Можно на завтрак пить оставшееся шампанское заедая его сочными, напитавшимися за ночь салатами.
----------------------------------

3-го января.
В группе соц.сети Одноклассники "Амдерминцы" прочитал и вначале не поверил своим глазам. Сгорел жилой дом на метеостанции им. Е. К. Фёдорова на севере Вайгача.
Полярники три дня жили в дизельной без еды. Впоследствии благополучно эвакуированы вертолетом в Нарьян-Мар.

Напомню, что самолет Северок дважды приходил на станцию в 2016г и в 2020г, привозил полярникам гостинцы, продукты и получал самый радушный прием. Слава богу никто из моих друзей- полярников во время пожара не пострадал.





Будем держать с ними связь и надеяться на скорое восстановление станции и постройку нового жилого модуля. Необходимость в нем уже давно назрела!

-------------------------

К Рождеству морозы на севере Подмосковья подошли к 28 градусам.
На термометре внутри и снаружи Жигулей. 6 января.

7.2.JPG


Наша резвая собачка Рыжик охраняет дом и весело проводит праздничные новогодние дни.
Кошки предпочитают смотреть за катаклизмами из окна.

6.7.1.jpg


6.7.JPG



Из рабочих заметок - "в боевой шестерке после поездки заклинило тросик ручного тормоза, пришлось лебедкой в темноте заволакивать машину во двор"

Солнце в мороз.
Авиадомик справа.

6.6.1.JPG
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
9-го января раздался телефонный звонок от моего друга, Эдуарда Нефедова из п.Каратайка, Ненецкого округа.

Эдуард работал ранее - замещал начальника посадочной площадки.
Он имеет полное представление о погоде и возможностях Малой авиации. Сказал, что слышал звук мотора прошедшего над поселком Ан-2 и что впоследствии самолет упал на удалении 10 км. от поселка. После уже написал мне, что его брат, Андрей Нефедов эвакуировал с места события на снегоходе выжившего второго пилота.

Надо отдать должное всем жителям Каратайки за отзывчивость и оказавшимися у самолета первыми на своем транспорте и давших возможность эвакуации всем, кто был в самолете.

За время полетов в НАО, я много раз наблюдал и слышал в эфире профессиональную работу экипажей Ан-2.

Помню Полярной ночью приходил на обледеневшем Северке "по кустам" к Каратайке и садился рядом с поселком на геоточке





Наблюдал как "кукурузник" очищает крылья, загружается и после вылета уходит в низкую облачность.



Парни отлично летали по приборам, но и лишний раз не рисковали. Был свидетелем много раз, когда сам "сидел по погоде" и рейсовый Ан-2 отменяли.

Выражаю соболезнования близким, друзьям и коллективу Нарьян-Марского объединённого авиаотряда в связи катастрофой Ан-2ТП RA-71165 и гибелью второго пилота, Владимира Тишина.
Соболезнования выражаю близким и землякам п.Усть-Кара, погибшей пассажирки, Хатанзейской Юлии.
Всем пострадавшим скорейшего выздоровления!

------------------------------
------------------------------

За дни праздников работы продолжились. Установил окончательно боковые лыжи с растяжками. Изменил конфигурацию самих растяжек.

7.4.JPG


В багажник под самолетом поставил дополнительное ребро усиливающее задний обтекаемый профиль.

После старого НГ начал подготовку к сборке крыльев.
В первую очередь требуется восстановление угла атаки и профиля крыла. Эту роль выполняют дюралевые латы находящие в специальных карманах крыльевой ткани.
У меня было три новых латы образующих профиль крыла. По ним и сделал простейший шаблон и восстановил все латы получившие деформацию.

7.3.JPG


В ближайшие дни планирую закончить с помощью производства, Александра Савинкова кронштейны подкосов крыла. Тогда и начнем полную сборку крыльев.

Небольшая радость.
Наконец-то пришли заказанные еще полтора месяца назад на Али экспрессе аккумуляторы для маленькой экспедиционной видеокамеры.
---------------------
Хотел сказать огромное спасибо всем, кто помогает в восстановлении самолета, кто понимает важность Малой авиации, кому нравится читать наши отчеты.
Поддержать окончание работ по восстановлению и подготовку к полетам - экспедиционная карта самолета Северок 4276 1609 1615 9677
Получатель Виктор Владимирович М.

Спасибо большое за поддержку работ!
Александр Викторович Б. "Северок"
Максим Владимирович М "На Северок"
Александр Витальевич К. "Привет Воркуте!)
-----------------------------
Продолжение следует!
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
Итак, о работах.

Двадцатых числа января я еще успел пару дней поработать на производстве у Александра Савинкова. На порезанных кусках шестигранника под кронштейны крыла уже сделаны сверлением выборки лишнего металла. Фрезерным станком теперь снимаю с другой стороны, там где будет ухо. Нержавейка плотная и вязкая. На больших оборотах и фреза и метал греется. На малых снимаем по чуть-чуть, тогда все ок.

Здорово, что рядом были Дмитрий и Денис Под их ежеминутное зубоскальство, типа, - Ну что, когда полетит?- долгое и кропотливое дело делалось ))

8.0.JPG


Пару дней поработал и свалился через детей с каким-то свинским гриппом.
Сидеть дома даже и с сгундосым состоянием еще та радость, поэтому походил немного в авиа домик. Разметил и вырезал в новом багажнике отверстие под крепление фары.
Ставлю ее на прежнем, удобном для меня месте.
В прижатом состоянии сопротивление воздуха небольшое. После закрепил внутри багажника ксеноновый блок розжига и провел проводку.

-Ура! Заработало! Как говорил кот Матроскин. Опять таки радость!

7.9.1.JPG


После фары еще немного электрики.
Пришел заказанный разветвитель прикуривателя. Специально выбрал помощнее на 2.1 ампера. Креплю его пока на силовые продольные трубы кабины хомутом близ панели приборов. Не понравится - перенесу.

7.93.JPG


Февральские работы.
Завершаю работы по кронштейнам крыла на производстве, Александра Савинкова.
Наконец-то, этот сплошной шестигранник длиной немного более метра, практически бесценный по трудозатратам, приобрел законченные формы.

10 февраля знаменовалось креплением передней лыжи и предварительной установкой воздушного винта.
Новый капот разработанный под Ротакс имеет расхождения размерами под БМВ и редуктор Александра Чернова.
Поэтому на ступицу винта ставлю небольшую проставку, чтобы обтекатель винта не задевал за внешний край капота, да и глушитель нонче заметно выходит за границы нижнего капота.
В любом случае самолет все больше приобретает законченный вид.

8.1.JPG


Середина февраля знаменовалась несколькими мощными снегопадами, поэтому дождался их окончания и вот, самолет Северок в своем зимнем лыжном варианте впервые вырвался на волю!
Чтобы не повредить, было сложено хвостовое оперение и снят винт.

С сыном Илюшей за несколько часов, изрядно промучившись из авиа домика переместили Северок на расчищенную площадку.

8.12.JPG


Выставляю самолет в соответствии с рекомендациями изготовителя в горизонт по верхним трубам кабины.
Консоли крыла встают на свои места и закрепляются. Вначале выставляю одно крыло по двум оригинальным подкосам, после таким же образом второе. Вначале подгоняю по высоте оригинальных, новые задние подкосы, проверяю на правой и левой стороне их полную идентичность.
Молибденовым сверлом в кронштейнах из нержавейки сверлю томительно ручной дрелью поочередно отверстия через подкосы.
Есть! Установил.
Толщина уха кронштейна порядка 7.5мм и позволяет без труда выполнить его плавный изгиб в тисках для соединения подкоса с консолью.

20230223_195906.JPG


Измеряю v-образный угол протягивая шнур от центра крайних болтов консолей крыла. По инструкции шнур должен быть выше от корневых болтов крыла примерно 100мм.
Точно замерить не могу, на кабине Северка уже установлено лобовое стекло и крыша. Примерно, 125мм. получилось.

8.18.JPG


Поскольку в рекомендации строгого соблюдения этого размера нет, а есть указания по исправлении крена в испытательных полетах последующей регулировкой кронштейна переднего подкоса, решил пока никаких изменений не вносить. Будет испытательный полет, если будут поправки , то изготовим другие кронштейны компенсирующие крен.

Проверяю отвесом установку отверстий для контрподкосов. Размечаю и засверливаю. Устанавливаю новые болты для уголков контрподкосов с гладкими шляпками.
Еще пару дней плотно уходит на полировку новых подкосов.
Все эти работы зимних месяцев здорово нанесли им царапин.

8.17.JPG
 

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
В авиадомике немедленно начинаются работы по сборке крыльев.
Тонкая и ответственная работа.

8.23.JPG


Не повредить ткань выправляя в ней мощные трубы консолей. Каркас крыла распрямить тросами и поперечиной и после вставить в карманы по 18 специальных дюралевых лат снизу и сверху, образующих профиль крыла.
Чтобы умудриться натянуть ткань крыла и засверлить крепление без помощника выдумываю различные ухищрения.

8.20.JPG


Когда одно крыло готово, вывешиваю его на веревках и ниже начинаю сборку второго.
Большая работа больших праздничных выходных 23го февраля и Масленицы окончена.
Три больших выходных дня.

8.21.JPG


Job is done

8.26.JPG
 
Последнее редактирование:

Vi-kTo-R

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2014
Сообщения
479
Реакции
294
Возраст
53
Местонахождение
Остров Диксон-Сергиев Посад
Техника
SkyRanger
13 марта.
Проверка максимальной мощности двигателя, установки угла атаки воздушного винта. Этот винт летал со мной запасным и имел с основным общую ступицу и под нее были сбалансированы лопасти. Первоначальные испытания показали раскрутку до 5900-6000, что для БМВ мало. Снял винт, прослабил болты и немного уменьшил угол атаки. Следующие испытания показали 6200-6300 об/мин.
Оставляю так до летных испытаний.

8.33.JPG


15 марта 2023 года, стал совершенно неожиданным днем, когда самолет Северок смог совершить мощный рывок к своей возможности летать.

Маленький самолетик, уже без крыльев и со сложенным хвостовым оперением совершенно явно заскользил, покатился и устремился вперед.
Короче делал все, чтобы помочь нам с сыном Илюшей быстрее выбраться от места контрольной сборки к месту погрузки на грузовик.
Который увезет его в открытые заснеженные поля.

8.33.1.JPG


Поиск машинки с манипулятором немного осложнился тем, что на Авито засилье предложений от посредников и крупных компаний считающих , к примеру Сергиев Посад и Москву одним местом.
Нам попадались самые разные предложения. К примеру, приехать манипулятору из Москвы за 15 тыс.:)
Короче я через старые контакты нашел местного нормального парня и после работы в 20 00 он к нам приехал.
До этого мы потихоньку с сыном Илюшей перевезли и закрепили у места сборки крылья.

8.34.1.JPG


15 марта, 20 часов.
Самолет_Северок взлетел в кузов Камаза и отправился к месту облета

8.34.JPG
 
Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу