Снегоход для покатушек. Kp460+сафари/тайга+Полярник 73+двухрычажка перед+pps2 зад

Гусеницы для снегоходов и спецтехники

GR_Iva

Новенький
Регистрация
20 Окт 2016
Сообщения
33
Реакции
33
Местонахождение
Москва
Имя
Иван
Техника
вездеход Бобик
Выкатил на днях второй свой снегоход. Первому уже 7 сезон пошел, и он пережил уже наверное 3 серьезные модернизации и начал потихоньку уставать. По этому решил я поразвлечься, и неспешно реализовать более сложный с технологической точки зрения, но вполне бюджетный проект. Так как уже понятны возможности имеющейся схемы (китаец 15 л с + сафари + полярник 73), и они практически полностью удовлетворяют снеговым условиям Тверской области и моим задачам, то выбор комплектующих остался практически неизменным.
Как понятно из названия - применение снежика это покатушки (груза таскать не предполагается), дневной пробег не редко достигает 100+ км, стиль езды активный, не редки прыжки (если их так можно назвать, все-таки с 15 л с сильно не разгуляешься), езда на одной лыже по пересеченке, продубасы на ходах по кочкарникам, поваленным стволам и занастованным лосиным тропам.
Исходя из поставленных задач и желания лишний раз прокачать конструкторский скилл, были определены следующие технические решения: передняя подвеска на А-образных рычагах, сзади подвеска склизовая, кинематическую схему выбрал по образу pps2 от Lynx. При проектировании рамы уделил повышенное внимание к обеспечению ее усталостной прочности (усиливал наиболее нагруженные или перегретые сваркой места), при этом старался не утяжелить избыточно. Делал под себя, так что в угоду массе отказался от реверс-редуктора, глушитель не стал ставить - прямоток вывел вниз перед гусеницей, двигатель закреплен жестко. Схема рабочая, не первый год так езжу.
Компоновка предполагает в основном езду стоя и возможность активного перемещения с подножки на подножку - от сюда расположение и наклон рулевого вала, форма сидушки.
Проектирование в 3D позволило поиграться с кинематикой передней подвески и обеспечить на мой взгляд удовлетворительные ее параметры - минимальное изменение колеи и минимальное подруливание при ходе. При проектировании задней подвески во многом действовал по наитию, проверил лишь геометрию гусеничного обвода и точки крепления рычагов, плечи действия амортизаторов выбрал на глаз) Так что многое придется проверить на практике.
На этапе изготовления уже стало понятно что я излишне увлекся экономией места и больно плотно скомпоновал моторное отделение, однако хоть и с некоторым напрягом, но все собралось. Еще хотелось бы отметить довольно высокую сложность изготовления и контроля размеров рычагов задней подвески и рамы (изготавливал поэлементно по чертежам а не по месту), особенно при наличии лишь рулетки да штангена). Хотя по месту выставлял только двигатель, все остальное встало болт-он при окончательной сборке на окрашенную раму.
Некоторая информация по конструкции:
Двигатель kp460, карбюратор pz30;
Вариатор ведущий Сафари, ведомый Тайга, ремень Rubena 1120;
Цепная передача z1=11 (но поменяю скорее всего на 13), z2=27;
Рама из профиля 20х20х1,5 и 15х15х1,5;
Нижние рычаги передней подвески и рычаги задней подвески труба d22x1,5;
Верхние передние рычаги d18x1,5;
В качестве шаровых использованы 14 и 12 ШС (тут тоже тонкий момент - эксплуатация покажет);
Масса пока не известна, но судя по модели что-то между 160 и 170 кг;

Как всегда зима в разгаре, а стройке конца и края не видно, так что в ускоренном режиме скидал облицовку и выехал наконец.
В общем приступаю потихоньку к эксплуатации, о вылезших или не вылезших косяках постараюсь отписаться.
А так может кому пригодятся компоновочные и прочие технические решения.
 

Вложения

Botanikk

Ветеран
Регистрация
11 Мар 2010
Сообщения
2.471
Реакции
3.257
Возраст
59
Местонахождение
деревня Гадюкино Косопузого уезда, из окна Рязань
Имя
Вадим
Техника
гусеничный диван с моторчиком ...
... чувствуется "ульяновское" влияние .. всё вроде складненько , но похоже опять перегруз передней части гусблока по части давления на снег ...
 

GR_Iva

Новенький
Регистрация
20 Окт 2016
Сообщения
33
Реакции
33
Местонахождение
Москва
Имя
Иван
Техника
вездеход Бобик
Довольно давно анализируя конструкции задних подвесок горников Polaris, brp, ArcticCat нашел кинематическую зависимость для построения геометрии задней подвески, обеспечивающую постоянство натяжения гусеницы. Понятно, что с некоторой адаптацией под конкретную конструкцию, но в целом общая концепция представлена на фото (см. на точку пересечения пунктирных линий). Предлагаю уважаемому сообществу подтвердить или опровергнуть мою теорию.
 

Вложения

Botanikk

Ветеран
Регистрация
11 Мар 2010
Сообщения
2.471
Реакции
3.257
Возраст
59
Местонахождение
деревня Гадюкино Косопузого уезда, из окна Рязань
Имя
Вадим
Техника
гусеничный диван с моторчиком ...
..... подтвердить или опровергнуть мою теорию.
...может брусок , просто брусок 10х10 положенный по центру горизонтального участка гусянки ... и попрыгать немного на подножках ... а то бывает вот так ...
Безымянный.png
 

GR_Iva

Новенький
Регистрация
20 Окт 2016
Сообщения
33
Реакции
33
Местонахождение
Москва
Имя
Иван
Техника
вездеход Бобик
... чувствуется "ульяновское" влияние .. всё вроде складненько , но похоже опять перегруз передней части гусблока по части давления на снег ...
Судя по всему в этом году уже полноценно оценить не получится, но в планах играться настройками стропы
 

Юран33

Старожил
Регистрация
4 Дек 2011
Сообщения
1.446
Реакции
98
Местонахождение
Сарсац горы, р. Татарстан
Имя
Юрий
Техника
Нива, лумзик, два караката, лодки, моторы и куча железа.
...может брусок , просто брусок 10х10 положенный по центру горизонтального участка гусянки ... и попрыгать немного на подножках ... а то бывает вот так .
Вопрос по регулировке жесткости пружин: если подставить весы под перед и зад кусянки-покзния должны быть одинаковы (по идее...)
 

GR_Iva

Новенький
Регистрация
20 Окт 2016
Сообщения
33
Реакции
33
Местонахождение
Москва
Имя
Иван
Техника
вездеход Бобик
Ещё немного фото
 

Вложения

GR_Iva

Новенький
Регистрация
20 Окт 2016
Сообщения
33
Реакции
33
Местонахождение
Москва
Имя
Иван
Техника
вездеход Бобик
Вопрос по регулировке жесткости пружин: если подставить весы под перед и зад кусянки-покзния должны быть одинаковы (по идее...)
Делал по аналогии с этой подвеской https://formula7r.ru/shop/snegohody...r-re-3700-850-e-tec-dshot-black-edition-2022/
Тут тоже передняя часть явно «перегружена». У амортизаторов есть некоторая регулировка преднатяга. Попробую поэкспериментировать в совокупности со стропой
 

GR_Iva

Новенький
Регистрация
20 Окт 2016
Сообщения
33
Реакции
33
Местонахождение
Москва
Имя
Иван
Техника
вездеход Бобик
К тому же горизонтальный амортизатор через передний и задний рычаг в соотношении +-45/55 давит на середину склизов
 

Botanikk

Ветеран
Регистрация
11 Мар 2010
Сообщения
2.471
Реакции
3.257
Возраст
59
Местонахождение
деревня Гадюкино Косопузого уезда, из окна Рязань
Имя
Вадим
Техника
гусеничный диван с моторчиком ...
Делал по аналогии с этой подвеской https://formula7r.ru/shop/snegohody...r-re-3700-850-e-tec-dshot-black-edition-2022/
Тут тоже передняя часть явно «перегружена». У амортизаторов есть некоторая регулировка преднатяга. Попробую поэкспериментировать в совокупности со стропой
есть нюансы .. в линксе горизонтальный амморт оказывает на передний рычаг меньшее давление чем у вас ... там на переднем рачаге выгнутый вверх бугель куда упирается гориз-й амморт и угол между аммортом и верхней осью ПР намного меньше , а при обжатии стремится к нулю практически не влияя на давление ПР на рельсы .... у вас угол больше намного и опора на середину рычага ... эти мелочи сильно меняют всю кинематику ... проще не гадать , а проверить .. брусок - весы , куда проще ...
Безымянный.png
 

Romich

Ветеран
Регистрация
5 Фев 2007
Сообщения
11.729
Реакции
1.925
Возраст
50
Местонахождение
Пермь
Имя
Роман
Техника
SnowВихрь + Снегопед
А что за амортизатор в гусенице, который горизонтально?
 

Старик-ХО

Ветеран
Регистрация
19 Окт 2009
Сообщения
6.025
Реакции
2.432
Возраст
64
Местонахождение
г. Москва Ю.Бутово
Имя
Сергей
Техника
квадрик, мопед, машинка - маленькая.
......у вас угол больше намного и опора на середину рычага ... эти мелочи сильно меняют всю кинематику ... проще не гадать , а проверить .. брусок - весы , куда проще ...
Да, Вадим ты прав брусок под гусеницей спереди и сзади все сразу покажет, самое главное что бы передняя часть склиза была подвижной, а не просто подвязанной стропой -
Попробую поэкспериментировать в совокупности со стропой
Но это все настройки, всегда можно изменить жесткость пружин амортизатора или место его крепления.
Принцип работы подвески у всех снегоходов со склизами одинаковый - давление на склиз спереди и сзади, дальше просто заморочки для патента. Нам самодельщикам хорошо, как хотим так и делаем, а всем этим "фирмачам" приходиться что то своё изобретать иначе за патент плати, тому кто раньше успел. Вот они и зголяются с местами крепления и изгибов мест крепления.
Моё мнение - хорошо Иван все продумал и сделал, вот только по внешнему виду, лежачий амортизатор пружину слабую имеет. Хотя он наверно все опробовал если покрасил. И снегоход получается большой, без реверса тяжело с ним придется если встрянет в сугробе.
 

aleksol44

Активный участник
Регистрация
8 Мар 2016
Сообщения
305
Реакции
68
Возраст
59
Местонахождение
Кострома
Имя
Алексей
Техника
Авто-мототехника
Да, Вадим ты прав брусок под гусеницей спереди и сзади все сразу покажет, самое главное что бы передняя часть склиза была подвижной, а не просто подвязанной стропой -

Но это все настройки, всегда можно изменить жесткость пружин амортизатора или место его крепления.
Принцип работы подвески у всех снегоходов со склизами одинаковый - давление на склиз спереди и сзади, дальше просто заморочки для патента. Нам самодельщикам хорошо, как хотим так и делаем, а всем этим "фирмачам" приходиться что то своё изобретать иначе за патент плати, тому кто раньше успел. Вот они и зголяются с местами крепления и изгибов мест крепления.
Моё мнение - хорошо Иван все продумал и сделал, вот только по внешнему виду, лежачий амортизатор пружину слабую имеет. Хотя он наверно все опробовал если покрасил. И снегоход получается большой, без реверса тяжело с ним придется если встрянет в сугробе.
наверное амортизатор однотрубный с газовым подпором, пружине в помощь.
 

GR_Iva

Новенький
Регистрация
20 Окт 2016
Сообщения
33
Реакции
33
Местонахождение
Москва
Имя
Иван
Техника
вездеход Бобик
Лежачий
Да, Вадим ты прав брусок под гусеницей спереди и сзади все сразу покажет, самое главное что бы передняя часть склиза была подвижной, а не просто подвязанной стропой -

Но это все настройки, всегда можно изменить жесткость пружин амортизатора или место его крепления.
Принцип работы подвески у всех снегоходов со склизами одинаковый - давление на склиз спереди и сзади, дальше просто заморочки для патента. Нам самодельщикам хорошо, как хотим так и делаем, а всем этим "фирмачам" приходиться что то своё изобретать иначе за патент плати, тому кто раньше успел. Вот они и зголяются с местами крепления и изгибов мест крепления.
Моё мнение - хорошо Иван все продумал и сделал, вот только по внешнему виду, лежачий амортизатор пружину слабую имеет. Хотя он наверно все опробовал если покрасил. И снегоход получается большой, без реверса тяжело с ним придется если встрянет в сугробе.
Лежачий амортизатор действительно скорее всего слабоват. Это было понятно еще на этапе проектирования, но в силу ограниченности выбора амортизаторов длиной около 420 мм решил сперва попробовать затянуть его пружину дополнительными проставками (увеличить преднатяг) и если не поможет то поставить второй такой же, место позволяет.

Пожалуй действительно в передней части склизов будет избыток упругости. Попробую провести натурный эксперимент, но не уверен что в ближайшие 1,5 недели доберусь до гаража. Сейчас прикинул по модели - без значительных переделок можно примерно в 2 раза уменьшить плечо действия амортизатора на передний рычаг. Так что как снег сойдет будет чем заняться
 

Voffka29

Активный участник
Регистрация
17 Май 2012
Сообщения
237
Реакции
44
Возраст
39
Местонахождение
Архангельская обл. Приморский район
Имя
Владимир
Техника
Лайка
2023-02-02_08-33-20.png

Для чего столько отверстий? Облегчение или для остановки возможных трещин?
В гараже без реверса руками разворачиваете или тележка есть?
 

Старик-ХО

Ветеран
Регистрация
19 Окт 2009
Сообщения
6.025
Реакции
2.432
Возраст
64
Местонахождение
г. Москва Ю.Бутово
Имя
Сергей
Техника
квадрик, мопед, машинка - маленькая.
без значительных переделок можно примерно в 2 раза уменьшить плечо действия амортизатора на передний рычаг.
Нет смысла упор горизонтального амортизатора делать на передний рычаг, поставь в верхней части тоннеля перемычку и на ней сделай упор для него, с возможностью изменения места крепления перемычки, тем самым получишь возможность подбирать амортизаторы. Вадим правильно подметил, что в схеме снегохода он поднят, находиться практически на одном уровне с осью качения и на передний рычаг практически не воздействует.
решил сперва попробовать затянуть его пружину дополнительными проставками (увеличить преднатяг)
Никакой преднатяг не поможет, пружина воспринимает нагрузку через рычаг, а не на прямую как в маятнике мотоцикла, так что жесткость пружины должна быть большой, за счет разных плеч рычага ход амортизатора получается не большим.
Но на мой взгляд нет особого смысла усложнять конструкцию подвески гусеницы, ход там в любом случае не большой получается, рыхлый снег сам по себе является амортизатором, какой то прогрессии добиваться смысла нет, да и кататься по слежавшемуся и плотному снегу на снегоходе не интересно.
 
  • Мне нравится
Реакции: 347

Александ70

Активный участник
Регистрация
12 Дек 2017
Сообщения
914
Реакции
216
Местонахождение
Томск
Имя
Александр
Техника
двухколёсная
Классно заморочились! Реверс конечно просится, но место есть, можно воткнуть от мураша. А подвеска ППС в первую очередь делалась не для снега, а для пересеченки, кроссовая более, с большим ходом и возможностью всей телеги, огибать быстро кочки,а не облизывать рельеф, как самая популярная, называлась у БРП, sc-5u. (На тайге такая)
 

Botanikk

Ветеран
Регистрация
11 Мар 2010
Сообщения
2.471
Реакции
3.257
Возраст
59
Местонахождение
деревня Гадюкино Косопузого уезда, из окна Рязань
Имя
Вадим
Техника
гусеничный диван с моторчиком ...
Нет смысла упор горизонтального амортизатора делать на передний рычаг, поставь в верхней части тоннеля перемычку и на ней сделай упор для него, с возможностью изменения места крепления перемычки, тем самым получишь возможность подбирать амортизаторы.
Сергей , тогда "тунгус" получится со всеми его косяками .. ребята с их форума как раз ругают эту схему - громоздко , балка эта нелёгкая получится ибо на изгиб большое усилие и балку эту забивает снегом а особенно наслудом и они наоборот переносят верхние амморты на передний рычаг (их на тунгусе два) ... можно проще , сделать передний рычаг как пологая пирамида в вершине которой крепление переднего конца горизонтального амморта с несколькими парами отверстий выше-ниже ... так можно отрегулировать баланс давления перед- зад .. а передний амморт поставить без пружины , просто в качестве демпфера и ограничителя хода вниз , тогда и стропа не нужна будет и артикуляция достаточная ... всё таки аппарат задуман как чисто покатушный
 
Последнее редактирование:

GR_Iva

Новенький
Регистрация
20 Окт 2016
Сообщения
33
Реакции
33
Местонахождение
Москва
Имя
Иван
Техника
вездеход Бобик
Посмотреть вложение 1557243
Для чего столько отверстий? Облегчение или для остановки возможных трещин?
В гараже без реверса руками разворачиваете или тележка есть?
Отверстия для облегчения. Усталостных трещин боялся на трубах рамы в местах концентрации напряжений, т к на предыдущем к 4 активному сезону начали появляться трещины (в прошлом сезоне замерял пробег - больше 1000 вышло). Один раз нижняя обвязка рамы совсем лопнула.

Предыдущий потяжелее будет. По схеме передняя подвеска скандик, сзади тележки буран. Обхожусь без реверса и без тележек подкатных, главное в лесу наперед траекторию просчитывать, но уже натренировался
 

GR_Iva

Новенький
Регистрация
20 Окт 2016
Сообщения
33
Реакции
33
Местонахождение
Москва
Имя
Иван
Техника
вездеход Бобик
На мой взгляд pps2 красивое решение. Хотелось бы реализовать именно его. А вообще есть мысль отказаться от переднего аморта подгадав на практике плечи действия горизонтального аморта и установив туда более жестокую пружину
 

Botanikk

Ветеран
Регистрация
11 Мар 2010
Сообщения
2.471
Реакции
3.257
Возраст
59
Местонахождение
деревня Гадюкино Косопузого уезда, из окна Рязань
Имя
Вадим
Техника
гусеничный диван с моторчиком ...
На мой взгляд pps2 красивое решение. Хотелось бы реализовать именно его. А вообще есть мысль отказаться от переднего аморта подгадав на практике плечи действия горизонтального аморта и установив туда более жестокую пружину
.. амморт оставить без пружины , иначе получатся качели - а он будет гасить эти ненужные колебания ....
 

cosolapyj

Активный участник
Регистрация
11 Окт 2019
Сообщения
212
Реакции
85
Возраст
52
Местонахождение
Москва
Имя
Николай
Техника
Багги М1
Лежачий амортизатор действительно скорее всего слабоват. Это было понятно еще на этапе проектирования, но в силу ограниченности выбора амортизаторов длиной около 420 мм решил сперва попробовать затянуть его пружину дополнительными проставками (увеличить преднатяг) и если не поможет то поставить второй такой же, место позволяет.
Затягивать пружину скорее всего бесполезно. Её жесткость таким образом не изменить, преднатяг увеличится, да. Есть другой способ: Обрезать один виток пружины и после этого затянуть ее. Вот тогда жесткость значительно увеличится при том же максимальном преднатяге. Есть вариант еще лучше, но сложней. Отрезаем 2 витка, делаем отпуск металла, растягиваем на горячую и делаем закалку с нормализацией. Правда нужна хорошая печь с жесткой настройкой температур....
 

GR_Iva

Новенький
Регистрация
20 Окт 2016
Сообщения
33
Реакции
33
Местонахождение
Москва
Имя
Иван
Техника
вездеход Бобик
Затягивать пружину скорее всего бесполезно. Её жесткость таким образом не изменить, преднатяг увеличится, да. Есть другой способ: Обрезать один виток пружины и после этого затянуть ее. Вот тогда жесткость значительно увеличится при том же максимальном преднатяге. Есть вариант еще лучше, но сложней. Отрезаем 2 витка, делаем отпуск металла, растягиваем на горячую и делаем закалку с нормализацией. Правда нужна хорошая печь с жесткой настройкой температур....
Увеличением преднатяга жесткость конечно не изменить, но усилия точно увеличатся. Если смотреть на рисунок, то рабочая зона для пружины 2 переместится в более правую часть графика. Убрав один виток увеличим жесткость переместившись на график пружина 1 что конечно же лучше. Подумаю что осилю сделать
 

Вложения

Старик-ХО

Ветеран
Регистрация
19 Окт 2009
Сообщения
6.025
Реакции
2.432
Возраст
64
Местонахождение
г. Москва Ю.Бутово
Имя
Сергей
Техника
квадрик, мопед, машинка - маленькая.
Сделал несколько видосов по снегоходу,
Надо на склизы (рельсы) установить ограничитель хода подвески, при сжатии что бы упирался в ось заднего рычага.
 
Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу