самодельные аэросани

Гусеницы для снегоходов и спецтехники

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.506
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
Совершенно верно. Если брать чертеж из приложения в брошюре Ювенальева, так и выходит.
А вот с чертежом из МК, при масштабировании, получим уже размеры как на моей копии чертежа в постах #5.994 и #5.995.
Максимальная ширина лопасти (78 мм) получается по сечению №3.
Привязку, для определения масштаба, я делал к радиусу 100мм на чертеже из книги Ювенальева . Углы атаки не менял . Рисовал такие же сечения и получал разметку на бруске высоты и ширины и все остальные вспомогательные линии. Шаблонами я не пользуюсь. Мой простенький метод нанесения на заготовку вспомогательных линий , для построения выпуклой части профиля, упрощает сам процесс изготовления.
Проводятся касательные линии на рисунке сечения , а следы этих линий рисуются на плоскостях заготовки. Координаты точки касания определяются точно. Строгать легко , так как плоскость контролировать просто.
Выпуклая часть профиля получается гранёной с чётко обозначенными точками касания. Грани плавно закругляются и всё.

У метрового винта шаг мне кажется слегка великоват, 0,6м - это для скорости (полёта). На нём трудно получить максимальную тягу на месте. Нужен шаг меньше =0,5м , или даже = 0,4м.
Я делал винты с пониженным шагом , но как говорил уже , двигатель крутился быстрее , а тяга оставалась прежней. Помню , что пускач давал максимальные обороты =3700 об/мин
На самодельном самолёте "Егорыч"стоят два двигателя снегохода Буран с метровыми винтами , а вот тягу они дают только по 60кг каждый. И это при мощности двигателя в 30 л.с. Удельная тяга маленькая =60/30 =2кг/л.с.

Упрощённая формула для определения тяги винта применяется в различных расчётах и мне она кажется слишком уж приблизительной. Самый скользкий и плохо определяемый в ней параметр - это КПД. его мы берём с графика.
Два других параметра -это мощность и диаметр винта у меня не вызывают подозрения. Но вот КПД зависит не только от окружной скорости и вот тут-то простор для ошибочных выводов.
 

UA0IHZ

Участник
Регистрация
3 Дек 2019
Сообщения
180
Реакции
121
Возраст
57
Местонахождение
Магадан
Имя
Георгий
Техника
ИЖ СД-1012
Как видно ширина лопасти превышает размеры ширины лопасти чертежа из МК.
Если начать масштабировать имеющиеся сечения и их установочные углы по лопасти под этот размер, то вид бокового сечения лопасти винта изменится значительно.
Сечение №2 и №3, к примеру выйдут за пределы толщины заготовки 50 мм.
Мой винт, так и выполнен. Надо будет как ни будь сделать его фото в проекции.
 

UA0IHZ

Участник
Регистрация
3 Дек 2019
Сообщения
180
Реакции
121
Возраст
57
Местонахождение
Магадан
Имя
Георгий
Техника
ИЖ СД-1012

UA0IHZ

Участник
Регистрация
3 Дек 2019
Сообщения
180
Реакции
121
Возраст
57
Местонахождение
Магадан
Имя
Георгий
Техника
ИЖ СД-1012
Мой простенький метод нанесения на заготовку вспомогательных линий , для построения выпуклой части профиля, упрощает сам процесс изготовления.
Я не каким образом не пытаюсь опровергнуть Ваш подход и расчеты. :)
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.506
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
Я не каким образом не пытаюсь опровергнуть Ваш подход и расчеты. :)
Я встречал в литературе вариантов пять расчёта винтов и все они опирались на графики , поляры и прочие статистические данные экспериментов. Но к моему разочарованию , как только дело доходило до определения тяги
выставлялась упрощённая формула и чуда не происходило. Результат получался похожий, как у всех других вариантов.
Совет везде такой;- использовать большой диаметр , не превышать окружной скорости более 200 м/с , ширина лопасти не более 0,1 диаметра винта и шаг =0,5диаметра.

По программе расчёта составленной Гильфановым , где рисуются уже готовые профиля, мне не удаётся нарисовать красивый винт. Всё время получается какое-то "весло". Потому , что заложен прямоугольный профиль.
Надо попробовать поработать с другими программами.
 

UA0IHZ

Участник
Регистрация
3 Дек 2019
Сообщения
180
Реакции
121
Возраст
57
Местонахождение
Магадан
Имя
Георгий
Техника
ИЖ СД-1012
Рисовал такие же сечения и получал разметку на бруске высоты и ширины и все остальные вспомогательные линии. Шаблонами я не пользуюсь.
Довелось изготавливать ВВ и тем и другим способом. Для своих аэросаней делал так же разметкой на бруске-заготовке. Для школьных, кружковских аэросаней, изготавливал на стапеле и по шаблонам. С 8-го по 10-й класс, много винтов настругал. Крайний винт для своих санок, а было это уже после окончания школы, тоже делал на стапеле и по шаблонам. Все винты выглядели одинаково, как на фото.
 

Вложения

Последнее редактирование:

UA0IHZ

Участник
Регистрация
3 Дек 2019
Сообщения
180
Реакции
121
Возраст
57
Местонахождение
Магадан
Имя
Георгий
Техника
ИЖ СД-1012
Фотографии ВВ выполненного по чертежам из брошюры "Знай и умей", "Юным конструкторам аэросаней", изд. Детская литература, 1969 год.
p0187.png
p0186.png
ВВ1.jpg
ВВ2.jpg
ВВ3.jpg
ВВ4.jpg
ВВ5.jpg
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.506
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
Георгий , я понял так , что винт на фото имеет диаметр 1 метр.
А есть ещё один винт диаметром =1,25 м., который планируется крутить через редуктор.
Интересно будет узнать результаты испытаний.
 

UA0IHZ

Участник
Регистрация
3 Дек 2019
Сообщения
180
Реакции
121
Возраст
57
Местонахождение
Магадан
Имя
Георгий
Техника
ИЖ СД-1012
Здравствуйте, Аркадий Геннадьевич. :handshake2:
Георгий , я понял так , что винт на фото имеет диаметр 1 метр.
А есть ещё один винт диаметром =1,25 м., который планируется крутить через редуктор.
Все именно так.
 

UA0IHZ

Участник
Регистрация
3 Дек 2019
Сообщения
180
Реакции
121
Возраст
57
Местонахождение
Магадан
Имя
Георгий
Техника
ИЖ СД-1012
Здравствуйте, Аркадий Геннадьевич! :handshake2:
По вашим чертежам, создал 3D модель заготовки воздушного винта диаметром 1 м.
3.jpg

1.jpg

2.jpg

Я еще только осваиваю программу. Так что прошу меня извинить.
3D модель выполнена в масштабе 1:1
 

СанычСан

Старожил
Регистрация
24 Янв 2012
Сообщения
1.323
Реакции
120
Возраст
72
Местонахождение
Санкт - Петербург
Имя
Александр
Техника
Вездеход "МЕЧТА" № 9
Нравятся мне винты такой круткой! Они явно прочнее( хотя долговечность винта, зависит от того, как быстро в него что нибудь попадёт).
А тяга будет больше у винта с круткой вокруг задней точки профиля.
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.506
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
Нравятся мне винты такой круткой! Они явно прочнее( хотя долговечность винта, зависит от того, как быстро в него что нибудь попадёт).
А тяга будет больше у винта с круткой вокруг задней точки профиля.
Не могу согласиться с утверждением того , что тяга винта будет больше если заднюю кромку принять за базу , лежащую на плоскости вращения , а углы атаки откладывать именно от неё. Кажется , что воздух захватывается лучше.
Лопасть походит на ложку. Может быть и есть какая-то польза от такой формы и даже снижается циркуляция воздуха вдоль лопасти , но насколько это полезно -это ещё ТОТ вопрос. А вот прочность лопасти точно страдает.
При расчёте лопасти на прочность главной разрушающей силой считается центробежная, а действует она вдоль лопасти и все центры масс сечений как-бы на нанизаны на неё. У винтов с изменяемым шагом -это ось поворота.
Конечно на лопасть действуют и силы тяги , которые её изгибают. У винта вертолёта лопасть в месте крепления имеет шарнир. Центробежные силы вытягивают лопасть в плоскости вращения , а подъёмная сила изгибает .
Образуется конус. Винт, имеющий смещение масс его сечений от плоскости вращения в сторону действия тяги , будет менее нагружен изгибающим моментом, а значит и прочнее.

Кажется , что есть противоречие при сравнении лопасти винта и крыла самолёта , а особенно в сравнении с крылом птиц. (концы загнуты вниз)
Но сравнивать напрямую нельзя. У самолётного крыла и крыла птицы НЕТ центробежных сил. Расчёт на прочность там другой. Для винта форма "ложечкой" не совсем подходит из условий прочности.
 

СанычСан

Старожил
Регистрация
24 Янв 2012
Сообщения
1.323
Реакции
120
Возраст
72
Местонахождение
Санкт - Петербург
Имя
Александр
Техника
Вездеход "МЕЧТА" № 9
А как же, некоторая стреловидность по передней кромке ?
 

аркадий 1951

Старожил
Регистрация
15 Окт 2011
Сообщения
1.506
Реакции
629
Возраст
72
Местонахождение
Пермский Край с. Бершеть
Имя
Аркадий Геннадьевич
Техника
снегоходы и Аэросани - всё самодельное.
А как же, некоторая стреловидность по передней кромке ?
Затрудняюсь сказать насколько полезна изогнутость лопасти и особенно её передняя кромка , но согласен поверить утверждениям , что форма сабли снижает шум и даже возможно увеличивает тягу .
Такие винты были на первых самолётах с маломощными и тихоходными двигателями. Чуть позже получили распространение винты в виде эллипса симметричные . При избытке мощности применялись прямоугольные.
Мощность лишней не бывает , но если габариты не позволяют увеличить диаметр , а увеличивать число лопастей не хочется , то загружают больше кончики лопастей. Увеличивая про этом их ширину.

Для сравнения приведу пример из книжки "Расчёт, проектирование и постройка сверхлёгких самолётов" авторы П.И.Чумак и В.Ф.Кривокрысенко.
Лопасть винта делится на 10 участков и определяется отдельно для каждого потребная мощность и создаваемая им тяга. Результаты сводятся в таблицу и суммируются .
Интересно , что доля создаваемая каждым участком тяги растёт к концу лопасти , а последние три (0,75 +0,85 +0,95) дают 50% тяги у лопастей в виде эллипса и 60% от общей тяги у прямоугольной лопасти в плане.
В скобках -относительные радиусы центров рассматриваемых участков. 0,35 ....0,45.... 0,55 ....0,65 ....0,75 ....0,85 ....0,95
Доля создаваемая участком тяги ............................................................................................ 0,075. 0,109. 0,142. 0,168. 0,184. 0,180. 0,131

Делая конец лопасти зауженным , я стараюсь сохранить прямой участок на передней кромке для того, чтобы было проще его оковывать.
 

UA0IHZ

Участник
Регистрация
3 Дек 2019
Сообщения
180
Реакции
121
Возраст
57
Местонахождение
Магадан
Имя
Георгий
Техника
ИЖ СД-1012
Сегодня еще решил заняться и создать 3D модель воздушного винта по восстановленным чертежам из журнала "МК №9, 1968 г.
Хороший помощник программа! :up: Сразу стали видны все неточности в восстановленном чертеже.
Пришлось на 2-3 мм, корректировать размеры трех сечений лопасти.
Да оно и понятно, оригинал-типографский рисунок (чертеж). При масштабировании +/- 2...3 мм это нормально.
Восстановленный чертеж ВВ диаметром 994мм, Б. Абрамова, который я выложил на странице 240, не берите.
Вот новый чертеж со всеми размерами, которые проверил в программе.
ВВ в масштабе.JPG

Этому чертежу можно доверять.:up:
заготовка с углами в 3D.jpg

Полностью сечения профилей лопасти пока не создавал, опыта еще маловато.:)
Вычертил только углы, с точностью как на чертеже.
Работы буду продолжать и попутно хочется освоить эту программу.
заготовка в 3D.jpg

Это вид заготовки с опорной шайбой и фланцем втулки винта. Приклеил их для своего обучения моделированию.:D
втулка ВВ 994мм.jpg

Втулка ВВ с шайбами.
 

СанычСан

Старожил
Регистрация
24 Янв 2012
Сообщения
1.323
Реакции
120
Возраст
72
Местонахождение
Санкт - Петербург
Имя
Александр
Техника
Вездеход "МЕЧТА" № 9
Делая конец лопасти зауженным , я стараюсь сохранить прямой участок на передней кромке для того, чтобы было проще его оковывать.

Технологии, накладывают свои формы.
 

UA0IHZ

Участник
Регистрация
3 Дек 2019
Сообщения
180
Реакции
121
Возраст
57
Местонахождение
Магадан
Имя
Георгий
Техника
ИЖ СД-1012
втулка ВВ_.jpg

Пока вот так получилось.
Всем хорошего дня и здоровья!
 

UA0IHZ

Участник
Регистрация
3 Дек 2019
Сообщения
180
Реакции
121
Возраст
57
Местонахождение
Магадан
Имя
Георгий
Техника
ИЖ СД-1012
Сегодня закончил работу над заготовкой 3D модели винта Б. Абрамова. :)
Был бы станок в Магадане, можно было и выточит пробную версию винта.
Программа, как мне известно позволяет сохранять файл в таком расширении.
Ну да ладно. Главное осуществил мечту своего детства и юности.:D:up:
вид 1.jpg

вид 2.jpg

вид 3.jpg

вид 4.jpg

вид 5.jpg

вид 6.jpg

вид 7.jpg

А начинал вот с этого чертежа из МК №9, 1968 год.
Воздушный винт.jpg

Всем крепкого здоровья и творческих успехов! :up:
 

UA0IHZ

Участник
Регистрация
3 Дек 2019
Сообщения
180
Реакции
121
Возраст
57
Местонахождение
Магадан
Имя
Георгий
Техника
ИЖ СД-1012
Здравствуйте! :handshake2:
Скажите пожалуйста, а у нас тут есть знатоки программы КОМПАС-3D?
Нужен совет.
 

UA0IHZ

Участник
Регистрация
3 Дек 2019
Сообщения
180
Реакции
121
Возраст
57
Местонахождение
Магадан
Имя
Георгий
Техника
ИЖ СД-1012
Пришлось очень много и кропотливо поработать над сечениями лопасти воздушного винта.
Зато все девять сечений сделал и оцифровал. :up:
Сейчас есть полная 3D модель этого винта в файле.
МК №9 1968 г.jpg

Сборка винта 994мм_2.jpg

Сборка винта 994мм_1.jpg
 

UA0IHZ

Участник
Регистрация
3 Дек 2019
Сообщения
180
Реакции
121
Возраст
57
Местонахождение
Магадан
Имя
Георгий
Техника
ИЖ СД-1012
Этому скопированному чертежу с журнала МК, в этом году исполнилось 40 лет. :)
Копировал его еще учась в школе, на перемене в школьной библиотеке.:D
До сих пор храню его.
чертил в 1981 году.jpg
 

Старик-ХО

Ветеран
Регистрация
19 Окт 2009
Сообщения
6.030
Реакции
2.438
Возраст
64
Местонахождение
г. Москва Ю.Бутово
Имя
Сергей
Техника
квадрик, мопед, машинка - маленькая.
Этому скопированному чертежу с журнала МК, в этом году исполнилось 40 лет
У меня тоже много журналов МК осталось с детских лет. Если не ошибаюсь, с 1968года отец журнал для меня выписывал, потом сам для себя стал выписывать, кажется до 1987года, многие журналы потеряны, но что то уцелело. В начале двухтысячных познакомился с основателем и главным редактором этого журнала, очень интересный человек Столяров Юрий Степанович.
 

UA0IHZ

Участник
Регистрация
3 Дек 2019
Сообщения
180
Реакции
121
Возраст
57
Местонахождение
Магадан
Имя
Георгий
Техника
ИЖ СД-1012
Если не ошибаюсь, с 1968года отец журнал для меня выписывал
У меня все так же, только отец для меня выписывал МК с 1978 года.
многие журналы потеряны, но что то уцелело.
Сейчас можно восполнить потерянные номера журнала.
Вот ссылка на архив журнала МК с 1966 года.
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/''Modelist-konstruktor''/_''Modelist-konstruktor''_1966_.html
Почему то ссылка не открывается с форума. handshake
Скопируйте ее и вставьте в строку браузера, тогда все хорошо открывается.
 

Серж_Беларусь

Активный участник
Регистрация
8 Мар 2012
Сообщения
940
Реакции
726
Возраст
68
Местонахождение
Беларусь, Витебская область
Имя
Сергей Леонидович
У меня все так же, только отец для меня выписывал МК с 1978 года.

Сейчас можно восполнить потерянные номера журнала.
Вот ссылка на архив журнала МК с 1966 года.
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/''Modelist-konstruktor''/_''Modelist-konstruktor''_1966_.html
Почему то ссылка не открывается с форума. handshake
Скопируйте ее и вставьте в строку браузера, тогда все хорошо открывается.
Не работает Ваша ссылка.
У меня большая коллекция в электронном виде. Могу поделиться (совершенно бесплатно!). :handshake2:
 

Серж_Беларусь

Активный участник
Регистрация
8 Мар 2012
Сообщения
940
Реакции
726
Возраст
68
Местонахождение
Беларусь, Витебская область
Имя
Сергей Леонидович
Журналы тоже есть, (но не вся подписка) ещё в наличии. Если вдруг понадобится людям, можно и перефотать нужные страницы. :handshake2:
 
Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу