Хочу настроить работу трансмиссии, применительно к моим условиям эксплуатации Бурашки: целик, глубокий снег, подъемы, езда по чащобникам с малой скоростью движения, максимальная скорость движения редко 40 км/ч. Стал задумываться на эту тему и вот что у меня вышло. Заранее попрошу шибко не критиковать. Помогите, если в чем-то заблуждаюсь, поправьте и просветите. Мысли излагаю с применением выражений явно не из физики, а так как я это понимаю.
Итак, рассматриваю работу трансмиссии как нечто целое: ЦБР (или ведущий вариатор) + ремень + ведомый вариатор. Напоминает АКП – автоматическую коробку передач. Как же происходит «переключение передач»? Во-первых, под переключением «передач» понимаю изменение передаточного числа между ведущим и ведомым (опускание ремня на ведомом с одновременным подъемом его на ведущем). Считаю ИМХО, что это происходит при достижении снегоходом определенной скорости движения (и соответственно вращении ведомого с определенной скоростью) и зависит от настроек, причем в первую очередь ведомого. Как бы ни был настроен ведущий, какие бы обороты не придавали движку, если снегоход остается без движения (уперся в стену и при этом отсутствует букс гусянок), передачи не переключатся, то есть ремень на ведомом не опустится и на ведущем соответственно не выйдет наверх, а будет лишь буксовать.
Если преднатяг пружины на ведомом достаточно велик, то «высшая» передача включится лишь на большой скорости движения. До ее достижения нужно будет поддерживать достаточно высокие обороты двигателя. Значит тяга (в моем понимании мощность двигателя передаваемая гусеницам) будет высокой. Это плюс для движения в целик, в подъемы, с небольшой скоростью. Однако расход горючки несколько увеличится, это минус.
И наоборот. При слабом преднатяге, в самом начале движения, то есть при небольшой скорости, может произойти преждевременное переключение передач. В этом случае двигатель при той же скорости движения снегохода будет работать на более низких оборотах, снизится расход топлива. Однако мощность движка на низких оборотах будет невысокой, то есть тяга уменьшится, и в тяжелых условиях (целик, крутой подъем) может либо не хватить мощности двигателя (будет глохнуть), либо произойдет букс ремня или гусей.
Думаю, проводя настройки экспериментальным путем, важно не переусердствовать. Поскольку при движении в целик я редко набираю скорость более 10-15 км/ч, надо добиться, чтобы переключение передачи состоялось именно в этот момент. В противном случае может оказаться, что при более сильном преднатяге пружины ведомого переключение передач состоится например при 20 км/ч. Для целика это неважно (так как еду медленнее), а вот по укатанке лишние обороты движка будут ни к чему. Думаю настроить ведомый возможно с помощью спидометра. Пронаблюдать момент переключения, для последующих настроек, собираюсь при движении со снятым капотом и кожухом вариатора.
Теперь мысли о том, как же влияет на динамику движения снегохода настройка ведущего? Я так думаю, что ведущий и ведомый в идеале (без потерь) должны вращаться со скоростями, различными лишь с учетом передаточного числа. Если скорость вращения ведущего помноженная на передаточное число больше скорости ведомого, значит происходит букс ремня. Однако на практике без букса обойтись невозможно. Например, при страгивании с места. Двигатель уже развил обороты (в зависимости от настроек ведущего), а ведомый только начинает раскручиваться. За счет букса же достигается плавность при страгивании с места, езда в целик.
Если стоят сильная пружина или легкие грузики, то захват ремня произойдет на высоких оборотах движка. Резкий старт и набор скорости. Однако до набора определенной скорости движения (вращения ведомого с определенной скоростью) букс ремня, думаю, значительно увеличится, так как мощность двигателя увеличится, а сила захвата ремня при этом будет невелика. Особенно это может произойти при движении в тяжелых условиях.
Пружина слабая, грузики тяжелые. Захват ремня произойдет на более низких оборотах. Сила захвата при тех же оборотах двигателя будет сильнее. Букс ремня станет гораздо меньше. Вместе с тем, в тяжелых условиях движения, может оказаться недостаточно мощности движка.
Думаю, что в отличие от ведомого, настройку ведущего буду осуществлять чисто экспериментальным путем, основанным на личных ощущениях.
Вот и все. Жду ваших рецензий, прав ли я в своих рассуждениях, или в чем-то добросовестно заблуждаюсь.