Tundra - snow story! Рассказы участников конкурса! 5 неделя.
Рассказ 1.
Автор:
Ночь. Ветер. Холод. Обледенелая дорога-путик от поселка Верхнетуломский в дебри Кольского полуострова. Скорость. Шесть злых моторов. Два такта каждому. Зубастые
гусеницы. Кроссовые шлемы. Шесть пар хищно прищуренных фар вырезают во мраке туннель, и он мгновенно багровеет в свете уносящихся фонарей. Каждого качает t-motion и собственные полусогнутые ноги.
Стая куропаток, сидевшая на дороге, бросается врассыпную, и одна из них летит на свет моих фар, затем взяв круто вверх, избавив нас с ней от незапланированного head-trick’а. Все происходит настолько быстро, что через несколько секунд я уже забываю об этом и слежу за дорогой, стараясь на каждой кочке подпрыгнуть повыше да пролететь подальше. Холод невыносимый.
Через 90 километров паркуемся в шеренгу, годную для дорогой фотосессии на какой-то неведомой доселе турбазе, кидаем вещи по комнатам и бежим в парилку. Острые замерзшие колючки-мысли постепенно оттаивают, и адекватное восприятие мира раскрашивает окружающий мир волшебными красками. Мы посередине Кольского полуострова, в дикой глуши, среди огромных сосен, на берегу реки, кое-где взъерошенной торосами! Турбаза освещается светодиодными гирляндами, и хоть я и знаю, что Новый Год уже прошел, кажется, что он прошел везде, а здесь он решил остаться навсегда.
Утром следующего дня наш план – быстренько всем вместе доехать до какой-то горы (как до нее доехать знает только навигатор и говорить это, как потом оказалось, будет очень неохотно), которая где-то не так далеко, а там кататься, заниматься бундокингом, тонуть в море солнца, снега и восторга, взрывая зубами гусениц тонны снега и исполняя трюки на зависть Бурандту да Расмуссену.
На деле же оказалось, что еле собравшись все вместе к полудню, все же выехали. Блудили по лесам, вытаскивали и выкапывали друг друга. Снегоходы попались с норовом, так что они порой уезжали от своих хозяев, повисали как-то сами собой на деревьях (а оттуда их снимать непросто…), закапывались сами собой на ровном месте, переворачивались и лежали без сознания. Шел снег, портил нам видимость и возможность ориентирования. Мы продирались через непроходимые леса и чащи, глядя на которые кажется, что в лес между деревьями не просунуть и руку, не то, что снегоход.
Вечерело. Уставшие, обессиленные и голодные мы доехали до какой-то горы, контур которой угадывался в холодной поземке. Привал. Обед из рюкзачков, чай из термосов, и жизнь, вроде, начала налаживаться... Давно я не помню, чтоб так радовался просто замерзшему салу и хлебу. Сделав пару восхождений на долгожданную горку, и пару раз хорошо покапав снег, я, свисая на руле и истошно хватая воздух легкими, понял, что немного устал и, пожалуй, все силы отдал дороге. Почти все поняли о себе тоже самое. Снова пропихиваем снегоходы сквозь дебри. Снова идем по навигатору в каких-то непроходимых джунглях. Толкаем, тянем и раздвигаем деревья. Просвет в лесу. По одному лес выплюнул нас на замерзшие просторы водохранилища, и захлопнул за нами ветки. Оставшаяся часть пути пролетела незаметно, по пухлому снегу больше 125 км/ч снегоходы идти отказались, но этого вполне хватило, чтобы довольно быстро и без приключений добраться до ночлега, сбросить тяжелую ото льда и снега экипировку, и после бани и ужина уснуть безмятежным сном младенца где-то далеко от мегаполисов и цивилизации.
Рассказ 2.
Автор: Николай
Всем привет. Както с женой поехали на печенгу. Приехали на точку, там 3 недели
назад была буранка (тогда до точки лова на песике-тракторе за 20 мин добрался)
Когда выезжал думал туда за 8 марта точно ктонибудь на снежике ездил. А оказалось
никто. К нам привязалась собачка Карело-фин, молодая.
Сабачку глажу а впереди пухляк ждет.
Жена хотела её в волокушу посадить так она не в какую дорогу тропила, правда не
всегда там где надо, как ломанется в лес, только хвост рыжый мелькает из сугроба
в сугроб.
Поехали по целику, да и погода так себе, подметелила. Там дорога военная, снегу
на старой снегоходке см 50-70, шаг в сторону по пояс. пробились 2 км, подЪехал к
подему он метров 100-150, а он переметен весь и глубина перемета от 1м до 1,5м.
Развернулись и эти 2 км которые туда пробивались час с мелочью, пролетели обратно
я даже сигарету не успел докурить.
Поехали на другое оз.Колхознле (Тулпъявр) рядом с дорогой у встреченых рабаков
полный чупс ни поклевки как сказали.
Ма проехали далше забурились
Первая Лунка
, поставил полатку, и тут погода сделала подарок
солнце, на небе ни облачка, у жены клюнуло она плохо подсекла и голец сошел, мне
показаось (по изгибу хлыстика) нормальный был,
потом я поймал гр на 200.
В шесть собрались и поехали домой.
И тут начался СЕКОС.
Начало СЕКАСА
Попали в слуз. Подо льдом вода, первый лед см 1-2. Так трактор буксанул и этот
первый лед на раз продрал
Лунка как раз в размер трактора и глубина чуть ниже площадки и выше гуси.
, пришлось разгружать и вытаскивать пустым, гуся так забилась что её расперло так
что она даже по каткам не ехала, и к верхней площадке прижималась, перевернул
почистил, заводить а он не хочет без подсоса работать. Видать свечу залило
маслом.
Попытки оживить не увенчались успехом.
А время поджимало около 20:00 уже, дома малой бунтавал (с бабушкой).
Ну загрузил я песика в волокушу и решил его до дороги дотащить, жена с зади
подталкивала.
Протолкали мы его метров 10, и я понял что толкать будем 500м еще часа 2-3, а
здохну Я через час, максимум полтора. А надо домой,
приняли решение оставить трактор на ноч, поставил палатку над трактором, и пошли
к дороге, я вторую волокушу тащил с вещами,
чуть не помер, шел с одним желанием-попить в машине спрайт был.
Домой приехал позвонил Виктору (Виктормен), обрисовал ситуацию, на что услышал
однозначный ответ
БЕЗ ПРОБЛЕМ.
Договорились на утро, доехали до езера, потом до палатки с трактором на его
песике.
На обратном пути Тоже в слуз попали, перевернули песика но уже немного градусов
на 45, чтоб свечу не залило маслищем.
Почистили, и добрались до дороги,
Конец 2-ух дневного СЕКОСА
Спасибо огромное Виктору за помощь .
Виктор подвел итог: Хорошая зарядка, для утра воскресенья .
Николай Александрович
Рассказ 3
Автор: П. Терентьев
Весной прошлого года мы задумали осуществить давнюю мечту – добраться из Апатит на снегоходах до далекого и родного сердцу села Краснощелье. Целью поездки была встреча с родителями и заброска топлива, гостинцев, отбор проб, зимняя рыбалка и доставка обратно из поселка старинных оленьих ездовых саней для музея под открытым небом в Лапландском заповеднике.
Поездка, несмотря на хорошую проработку маршрута и наличие систем навигации все же выдалась длинной и бессонной. Навигационная техника, к сожалению, какой бы надежной она не была, проиграла в схватке с ночным апрельским морозом (-30 С). Не подвели лишь снегоходы и их бывалые наездники, без которых поездка бы не состоялась. Рассчитывая на легкую снегоходную прогулку, выехали из отправного пункта (пос. Октябрьский) очень поздно и в надежде через несколько часов выехать на накатанную трассу Ловозеро-Краснощелье у избы «Трактир Куница» мы в общей сложности потратили на 160 километровый путь практически 18 часов, добравшись до поселка лишь на рассвете.
Особую сложность для пары тяжелых «Котов» представлял глубокий в крупную крупинку снег, по которому особо тяжело давались подъемы с бесконечными перетаскиваниями санок с грузом на себе. Старенький же Линкс, обремененный лишь канистрой бензина, при этом был более проворным, чувствуя себя хозяином положения.
Интуитивно чувствуя, что накатанный ловозерский зимник, воспетый в живописных рассказах А. Кузьменко совсем рядом, в последний момент решаемся ехать по заметенному браконьерскому следу. Он то, после нескольких кругов по окружающей местности в глубокой ночи вывел нас сначала на остатки разделанной оленей туши, а потом на такой подъем, после которого чуть не сдался даже «старина Линкс». Остановившись на вершине, вслушиваясь в ночной воздух, явно стали различать звук приближающегося снегохода. Вот она! Дорога! Прямо перед ногами, можно сказать, внизу! Спускаемся, и здесь наш ждет долгожданная накатанная, как пол, трасса. Проскакиваем избу «Куницу» и дальше уже практически без остановок доезжаем до цели нашего путешествия с первыми лучами солнца.
Родители ждали, но паники не поднимали, дорога есть дорога. Перекусив и приняв «за встречу и приезд», мои друзья-напарники отправляются отдохнуть. Ко мне же сон после такой поездки, как ни странно, все не приходил, и я решил не тратить на него время, ведь на следующий день нас ждал обратный путь. Решаю исследовать старые рыболовные места недалеко от поселка, и через часик на своем любимом в школьные годы месте на льду трепыхались два наверно ждавших меня сижка-красавца. Попутно отбираю пробы и понимаю, что уже полдела сделано. Потом нас ждала баня, ужин, разговоры и грусть о того, что эта побывка в родном краю была такой короткой. Наутро загружаемся раритетными ездовыми санями, прощаемся и стартуем назад.
А потом был обратный путь, солнце, радость от почти завершенного дела. Попутно взобравшись на гору Панского массива – Каменник, запечатлеваем залитые солнцем виды, открывающиеся на Хибины и …домой. В глубине души чувствовалось едва ощутимая грусть от того, что поход заканчивается, и еще непреодолимое желание повторить этот путь снова.
Рассказ 4
Автор: Гриенко Аркадий
ПРО ПЯТУЮ ТОЧКУ И ШЕСТОЕ ЧУВСТВО!!!
Глава 1. Настальгия
В период жизни у меня было три снегохода. Второй и третий - это грациозные, мощные, быстрые, как ветер, а иногда просто вальяжные КОТы. Один 660-ый турбированный четырехтактник, другой - двухтактник 570 ХТ. Но как то не припоминается с ними никаких приключений, кроме каких либо мелочей, так как современные снегоходы утили любой марки, будь то BRP, Yamaha, Polaris или Arctic Cat сочетают в себе надежность и высокую проходимость. Только по собственной дурости с такой техникой может что то случится. Но не надо забывать про технику, служившую верой и правдой еще нашим отцам, сложившую о себе легенды - Бураны. Как их только не называли - Табуретка, Колун, Бурка и сотни других имен носили Бураны. Мой же первенец звался -Красненький. Почему Красненький, спросите вы? Да потому что!!! В общем, когда я его покупал, у старого хозяина он стоял в дальнем углу гаража заваленый всяким хламом, когда откопали, он был ярко желтого цвета, имел множество боевых отметин, а на шильде красовался год 1971. Хозяин не использовал его около 5 лет. Притащив себе в гараж я был приятно удивлен, там стояло все родное: Пластиковый бензобак банан 33 литра, ведомый вариатор с тарелками из железа, лыжа с одинарной петлей, короткая рессора и самое интересное, родные
гусеницы.
Глава 2. Красненький
Куплен был Красненький в начале июня, поэтому за лето был разобран до винтика, все смазано, подшипники поменяны, заменяна поршневая, на капоте красовались две автомобильные противотуманки, но основные узлы и агрегаты остались прежними. Лодка и капот были выкрашены краской в цвет - вишневый металлик, оставшейся от покраски автомобиля. Когда верный конь был готов к бою, жена случайно приехала в гараж, посмотреть, чем же я тут занимаюсь и увидев снегоход воскликнула: - "О, КРАСНЕНЬКИЙ!!!" Желтым она его видела. Так и прилипло это название.
Глава 3. Боевые действия
Первая и последующие поездки на Красненьком доставляли только удовольствие, побывали мы с ним на многих знаменитых озерах, знатно половили рыбки, но больше всего нравилось гонять по бескрайнему снежному морю тундры. Попадали в разные ситуации, иногда казалось совершенно безвыходные, но как водится из любой безвыходной ситуации всегда найдется выход, тем более что ты туда как то зашел!!! Мы с ним будто сроднились, понимали друг друга каким то непонятным для других языком. Однажды дружок попросил у меня Красненького прокатиться на денек на рыбалку. Жалко было конечно давать боевого коня, Но и друг был верный. Дал…. Красненький через несколько километров просто отказался ехать в перед, двигатель ужасно троил, обратно едет, а вперед троит. Но сейчас не об этом история.
Глава 4. Развязка
У нашей рыбацкой компании был девиз: -" В намеченный день рыбалка состоится при любой погоде" Помоложе были, горячие, и однажды это возможно чуть не стоило нам жизни........ События происходили с 10 по 16 мая 2007 года.
Намечена дата выезда 10 мая 2007 года, промежуточная точка назначения п. Туманный, точка рыбалки известна уважаемому GPS- навигатору Garmin eTrex Legend черно белого изображения с зелененькой подсветкой. Светило солнышко, но при приближении к Туманке появлялись переметы и когды мы прибыли к к месту разгрузки, просто была метель, время что то около 19.00 часов. Один из четверых отважных парней заявил, что никуда не поедет, двое оставшихся стояли в раздумьях в легкой неувереннности, я же, чтоб не терять времени стал выгружать свой снегоход. Посмотрев на меня спросили: -" мы точно доберемся?" и получив утвердительный ответ стали собираться. Все, готовы к отправке, GPS четко показывает 35 км по прямой до заветной клевачей лунки, сани прицеплены, моторы Красненького и Зелененького ровно урчат, а наш четвертый товарищ так и сидит. - "Или ты идешь на последний автобус, или 5 минут на сборы!!" сказал я и достал по 3 капли на дорожку, чтоб взбодрить товарищей. Это его вконец вывело из ступора и через пять минут наш обоз двинулся в неизвестность. Хорошо, что ветер дул в спину и снежные заряды не секли лиц, можно спокойно достать из внутреннего кармана GPS и скорректировать направление, Двигались в нужном направлении только благодаря GPS и какому то непонятному, щекотящему нервы и держащему в постоянном напряжении чувству. По звуку мотора оперделял, едет снегоход в гору или с горы, если крутой подьем, то поворот вправо (привычка объезжать справа)и объезд сопки. Через 3 часа вышли на равнину, GPS показывал 7 км до заветной точки, мотор ровно урчал и вдруг заглох. Напарник сразу остановил снегоход сзади. Голова, как Пентиум сразу начала обрабатывать информацию о произошедшем, о причинах прямых и коссвенных. А вокруг только темнота и практически горизонтально летящий снег. Даже спинной мозг начал работать, проявлять шестое чувство тревоги. Подойдя спереди к лыже, чтобы посмотреть остаток топлива в баке я неожиданно, успев сгруппироваться, стал скатываться в своем комбинезоне, как на санках куда то вниз. Полет был не долгими даже вроде каким то приятным, но из за неизвестности впереди Пентиум переключился от анализа поломок на то как прекрасно жить на Земле...... Остановился... Пошевелил руками и ногами, ничего не болит, дышится легко, тихо. Неужели это РАЙ!!!!! Оказалось, не РАЙ, учащенно забилось сердце, РАЙ оказался там наверху, среди товарищей, которые с помощью веревки и какой то матери помогли мне выбраться обратно наверх. Через день я приезжал на это место внизу, оказалась изумительная такая губа водоема, в которой я поймал КУМЖУ около 3 кг..... Но это уже другая история.... Метель немного стихла. Я дернул ручку-заводилку Красненького, и о ЧУДО, два горшка, точнее что в них находилось пришло в движение, сердце стального коня ровно забилось. В этот день, точнее ночь больше никаких происшествий…. В час ночи наша ковалькада уже ютилась в тесной палатке и за рюмкой чая бурно обсуждала случившееся, но все единогласно пришли к выводу, что не я управлял Красненьким, а он нас вез к назначенной точке, как бы позволяя сидеть на нем. Кстати эта поездка по рыбе была очень удачной, было такое ощущение, что красавцы гольцы отличного размерного ряда специально собрались под лункой, чтобы хоть один раз в жизни посмотреть, пусть и не долго, на Белый Свет!!!
Глава 5. Дорога домой
Как говорил юморист Гальцев "ВЖИК налетавшись за день может сожрать недельный запас топлива".... Так и тут, запас топлива, взятый с запасом за 4 дня рыбалки куда то улетучился. Причем Зелененький потреблял его в 1,5 раза больше. Решено было идти не на прямки через сопки, а сделать небольшой крюк через систему озер, благо метель и весна сделали свое дело, стоял сносный наст. Осталось, 20, 15, 10, 5 км, С каждым километром прибывала уверенность, которая мгновенно растаяла, стоило опустить палочку в бак. В моем не булькало совсем, бензобак банан не прозрачный, а у товарища булькало совсем на донышке. Едем дальше.... 3,2,1 км , видна вдалеке наша машина, и вдруг Зелененький встал, Не долго думая, загрузили Зелененький на лопарские сани, всё это прицепили к Красненькому и ОН пыжась, медленно, но уверенно пополз к видимой цели. 100, 50, 10, 5 метров, подползая к прицепу испустил последний вздох и замолк, выполнив свою миссию сполна. Только так поступают настоящие друзя!!!!
Глава 6. Притча
НЕ ИЩИТЕ ПРИКЛЮЧЕНИЙ НА СВОЮ ПЯТУЮ ТОЧКУ, ЕСЛИ ОТСУТСТВУЕТ ШЕСТОЕ ЧУВСТВО И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ!!!!!
Рассказ 5
Автор: Малыгин В.В.
Итак по нашей старой традиции ,на рождественские праздники, собрались мы друзьями ехать на рыбалку в тундру! На нас три человека, я Лосев И Серегин. Мы с Лосевым на arctic cat 570, а Серегин купил себе первый снегоход, Ski-doo nordic 1989 года выпуска из Скандинавии, и заверил нас , что снегоход в идеальном состоянии. Мы с Лосевым конечно в этом сомневались. Да и ладно если ехать не далеко, а нам до лопарской базы много ни мало 60 км от Туманного пилить.
Вот приехали мы в Туманный накатили за приезд коньяка забили до верху волокуши шмурдяком дровами и провизией и тронулись в путь. Погода была ясная, минус десять градусов, доехали быстро, за 2.5 часа. База лопарей была сильно заметена снегом, было понятно ,что мы здесь первые этой зимой. Ездим рыбачить сюда три-четыре раза за сезон. Это был первый раз в этом году. Минут за пятнадцать откопали вход и вот мы уже разжигаем кирпичную печь и наливаем за приезд! Два дня рыбачили рыбалка была хорошая, даже поймали старый топор вместе с налимом, который попавшись на поставуху намотал капронку на полусгнившее топорище. Сначала думали, что там большая щука, потом, когда поднимали жилу вверх, слышали, как об лед снизу стучит что то или деревянное или железное, думали что коряга, но потом Лосев засунул руку в лунку, и достал оттуда за топорище старый топор с налимом кило на 2. Видимо лопари когда то утопили топор, вырубая майну.
В воскресенье, после обеда, мы стали собираться домой навели порядок в избе собрали волокуши и ....у Серегина вдруг стал выделываться его старинный снегоход, то заводится, то нет, чего мы только не предпринимали, и свечи меняли, и топливо заливали напрямую в цилиндры, проверив искру , оказалось что она очень слабая на одной свече, а на другой то есть то нет, постучали по катушке-УРА!!, завелся, но отъехав 100 метров опять заглох. Было понятно, что он 60 км не проедет. Тащить его на веревке на 570 коте не вариант, нет понижайки, да и расстояние не 15 км. Решили оставить снегоход здесь до следующих выходных, спрятали его в полуживом сарае возле лопарской избы , Серегин конечно переживал, боялся оставлять снежик, Но во первых, сколько раз мы тут были, никого не встречали, ни одной души, один лишь только раз пролетала вертушка, во вторых сколько раз тут сами были-ни разу не возникало желание зайти в этот сарай, и если даже кто то и приедет, то в сарай заметенный по крышу точно не пойдет, и даже если и пойдет, кому нужен этот древний снегоход, который с ключом не заводится, а ключик конечно же мы забрали . Собрались ехать,Серегин сел к Лосеву за спину, а я прицепил паровозиком к своему снегоходу 2 волокуши, и мы уехали, обещав снегоходу вернуться за ним на следующие выхи.
Серегин купил все новое для своего Ski-doo , катушку , провода , свечи и что то еще.И вот наступила пятница, и мы снова в Туманке, той же компанией,+еще один наш друг Шуйкин на 4 тактном arctic cat 660 2003 года, снова сборы, коньяк и в дорогу. Через 15 км пути на Arctic cat 660 стал умирать приводной ремень, и при резком нажатии на газ снегоход весь дрожал , но еле ехал. Когда трогался постепенно и плавно набирал скорость то мог ехать 50 км в час без проблем. Погода для замены ремня была не подходящая , сильный ветер с поземкой. Решили его волокушу прицепить к моей, что бы ему было легче ехать и потихоньку тронулись, я опять с 2 волокушами паровозиком)) Доехали до базы в целом хорошо, но дольше на час, Серегин тут же побежал проверять сарай, ворота замело , и помахав лопатой он открыл сарай, вот он родимый, стоит ждет, никуда не делся)
Растопили печь, выпили, перекусили, и взяв все необходимые запчасти и коньяк пошли в сарай лечить старика Ski-Doo, за 15 мин все поменяли и снежик завелся с первого раза, УРА!!! Серегин счастливый летал на нем по реке туда сюда, потом сказал, что едет он отлично, и динамичнее чем раньше.
В общем было все хорошо, и рыбалка и отдых, но в воскресенье ВСЕ повторилось,! И теперь уже у Шуйкина встал снегоход, не заводится и все тут, и ладно бы был сильный мороз, так нет температура -5, крутили, крутили, посадили аккумулятор , поставили мой, смотрим под капот этого 4 тактного чуда и не знаем куда лезть, даже где свечи найти визуально не можем… Шуйкин тоже ничего не знает про свой снегоход, так как он у него недавно. В общем решили загнать снежик снова в тот же сарай))) до следующих выходных. И опять возвращаемся без 1 снегохода, Серегин на своем, Шуйкин у Лосева за спиной, я с 2 волокушами паровозиком )
Кстати снегоход там до сих пор стоит, Шуйкин человек у нас занятой, и все не может найти время, что бы забрать своего коня. Ну и наврят ли там его кто то найдет, на дальних просторах тундры, в занесенном снегом сарае.На эти выходные мы к нему поедем!
Да, все таки нет ничего лучше нового снегохода, особенно когда мотаешься постоянно на дальняк, и мои друг уже начал искать себе не дорогой новый снегоход.
Ну и в конце анекдот по этому поводу)
У армянского радио спрашивают : -Можно ли любить в шестьдесят с небольшим?
Армянское радио отвечает:-Можно, но лучше в тридцать и с большим!
Малыгин В.В.
Рассказы с фото -
http://www.gazdootkaza.ru/news/centre/?newsid=160