Самодельный капот для снегохода из стеклопластика.

Гусеницы для снегоходов и спецтехники

Старик-ХО

Ветеран
Регистрация
19 Окт 2009
Сообщения
6.034
Реакции
2.448
Возраст
64
Местонахождение
г. Москва Ю.Бутово
Имя
Сергей
Техника
квадрик, мопед, машинка - маленькая.
Самому сделать капот из стеклопластика (стеклоткань + эпоксидная или полиэфирная смола (клей)) совсем не сложно. Самое большая проблема это изготовить матрицу, для единичного экземпляра делать матрицу из стеклопластика по болвану сложно, дорого и долго. Клеить капот по болвану тоже не совсем удобно, так как для придания ему привлекательного внешнего вида придется потратить уму времени и сил, шпаклюя и выравнивая поверхность. Хочу предложить вариант изготовления матрицы, на мой взгляд, по самой простой и доступной для единичного (не серийного) изготовления деталей обвеса из стеклопластика. По такой технологии я делал капот для детского снегохода.


Для изготовления матрицы потребуется любой листовой пластик (оргстекло, поликарбонат…..) можно даже использовать кровельное железо или ламинированный оргалит, самое главное обеспечить, что бы эпоксидная смола к нему не прилипла.

На рисунке №1 показан самый простой вариант капота, но так как плоскости его ровные при больших размерах капот может «играть», чтобы этого не происходило лучше сделать плоскости выпуклыми (изогнутыми) например как на рисунке №2 это придаст капоту дополнительно жесткости. Если капот будет достаточно жесткий и крепкий то на нем можно будет закрепить оргстекло для защиты от ветра и снега.
 

Старик-ХО

Ветеран
Регистрация
19 Окт 2009
Сообщения
6.034
Реакции
2.448
Возраст
64
Местонахождение
г. Москва Ю.Бутово
Имя
Сергей
Техника
квадрик, мопед, машинка - маленькая.

Процесс изготовления матрицы наверно понятен по рисунку№3 вырезанные детали будущей матрицы соединяем между собой при помощи винтов с головками в потай и уголков из металла. Места стыков деталей промазываем обычным пластилином. После чего при помощи шаблона «2» рисунок №4 выравниваем пластилин «3» внутри всей матрицы в местах стыка панелей «1». Шаблоны можно использовать с разными радиусами, стык боковых панелей – радиус поменьше, передней побольше. После того как все стыки панелей будут выровнены, углубления воздуховодов сделаны, на этом можно считать, процесс изготовления матрицы закончен.
Осталось нанести на внутреннею (рабочею) поверхность матрицы разделительный слой, что бы эпоксидная смола не прилипла к матрицы, для этой цели лучше всего подойдет восковая мастика для натирки полов, но можно использовать и средства для ухода за мебелью или обувью имеющие в своем составе воск. Наносится тонким слоем, после высыхания можно отполировать тряпочкой, но для такой матрицы это, пожалуй, не обязательно.
Чтобы на поверхности будущего капота не проступала структура стеклоткани и не было пузырьков воздуха, на рабочею поверхность матрицы наносим 2-3слоя эпоксидного клея с наполнителем (чтобы клей был густой и не стекал со стен матрицы во внутрь). В качестве наполнителя как обычно используют порошок «серебрянка», если нет возможности его приобрести, можно использовать в качестве наполнителя порошок детской присыпки. Количество порошка определяют опытным путём, все зависит от смолы, от её текучести. Смолу с наполнителем следует наносить, не дожидаясь пока предыдущий слой полностью полимеризуется (затвердеет), иначе слои могут не склеиться между собой и расслоиться. Наклеивать стеклоткань лучше жидкой смолой, для этого её можно немного погреть в сосуде с горячей водой, но учтите при нагревании смола твердеет гораздо быстрей, сразу много смолы с отвердителем не смешивайте, следите за пропорцией смола + отвердитель, смолу лучше смешивать в плоской посуде, а не в глубокой. Не старайтесь накладывать большие куски стеклоткани, если у вас нет достаточного опыта, лучше использовать полоски шириной 15-20см. и укладывать их внахлест, располагая слои крест на крест. Меньше трех слоев как обычно не делают, но все зависит от толщины стеклоткани и текучести используемой смолы (клея). При комнатной температуре смола затвердевает в течение суток, после чего готовый капот можно извлечь из матрицы, разобрав матрицу на детали. Обрезаете излишки стеклоткани ножовкой по металлу, вырезаете отверстия воздуховодов, все капот готов.

На рисунке №5 видно как должны располагаться слои в матрице «1», слой смолы с наполнителем-«2», три слоя стеклоткани пропитанной смолой-«3» . Для придания дополнительной жесткости краю капота можно дополнить матрицу специальным пластмассовым уголком-«4», закрепленным по периметру матрицы-«1» рисунок№6, тогда слои стеклоткани-«3» получатся подвернуты во внутрь.



Мой капот на снегоходе наверно смотрится уже архаично, но ведь и снегоходу для детей уже семь лет. Я не стал углубляться в детали, рассказал как делаю сам, если кому-то будет интересно или что-то осталось не понятно в моем рассказе, с удовольствием дополню и объясню, помогу советом, как проще воплотить в жизнь понравившейся вам дизайн капота для своего снегохода. Дело в том, что уровень самодельных снегоходов с каждым годом становиться выше, это видно по нашему форуму (вариатор, 4-х тактный двигатель с эл. стартером, мягкая подвеска гусениц….), но по внешнему виду они по прежнему остаются не на высоте, в лучшем случае обрезки от старых мотоколясок или кусок корыта в качестве капота, а ведь для хорошей начинки и обертка должна быть на высоте. А при разумном подходе и обойдется она не дорого. Для изготовления капота мне потребовалось пять флаконов эпоксидного клея и меньше 3м2 стеклоткани. Буду рад если мой рассказ о работе со стеклотканью и эпоксидным клеем при изготовлении капота снегохода пригодиться кому-то из участников форума.
 

kovrov

Ветеран
Регистрация
17 Янв 2011
Сообщения
4.264
Реакции
470
Возраст
34
Местонахождение
Владимирская обл. г. Ковров
Имя
Максим
Техника
шевроле лачетти универсал, ski doo summit, Хантер 9ls.
Прямоугольный не очень красиво.
 

Старик-ХО

Ветеран
Регистрация
19 Окт 2009
Сообщения
6.034
Реакции
2.448
Возраст
64
Местонахождение
г. Москва Ю.Бутово
Имя
Сергей
Техника
квадрик, мопед, машинка - маленькая.
kovrov написал(а):
Прямоугольный не очень красиво.
Я про технологию хотел рассказать, для этого и выбрал самый простой дизайн. У снегоходов последних моделей формы в основном "рубленные", по такой технологии любой капот или обвес сделать можно все от прямоты рук и желания будет зависеть.
 

Dmitry 74

Участник
Регистрация
25 Дек 2010
Сообщения
59
Реакции
0
Возраст
50
Местонахождение
город Рыбинск Ярославской обл.
Имя
Дмитрий
Техника
Opel"FRONTERA", Стингрей330 (ПВХ), ПЛМ Сузуки15/2т, Сузуки 2,5/4т, Ветерок12 - не работает (для души)
Добавлю:
если Вы возьмете обычную стеклоткань с теплотрассы ничего хорошего не получится, поясняю
обычная С/Ткань пропитана ЗАМАСЛИВАТЕЛЕМ (парафин с какой то дрянью). Так вот смола к нему пристает плохо.
Для подтверждения моего опыта предлагаю склеить 2 полоски под нагрузкой, оставив не пропитанные хвостики или концы проложить пакетом. Когда это затвердеет выдержите на батарее или в тепле 3 суток и попробуйте разорвать пассатижами. Что,получилось ? И с каким усилием?
Имея опыт судостроения, консультации лаборатории пластмасс известного ..@@@@..строительного объединения и опираясь на собственные эксперименты в этой облости рекомендую
1. необходимо прокалить листы стеклоткани - в электрической духовке для пирогов (старой не едовой, можно в ней и посушить детали после покраски)
прокаливать необходимо с приоткрытой дверкой, размер щели 20...25 мм, критерий готовности перестает идти белый дым, цвет стекловолокна светло-золотистый. При перекаливании стеклоткань станет хрупкой и будет пылить. Все опытно на маленьких кусках.
2. необходимо (после прокалки) вымочить и промыть все это хозяйство в БЕНЗИНЕ (только бензин), отжать, высушить на воздухе.
В принципе готово, МОНА КЛЕЯТЬ.
Просто совет - без нагрева и давления в несколько тон слои будут слоится даже при слабых ударах. Поэтому
Делаем слой марли (бинта) + слой С/Ткани + слой марли. Углы усиливаем полосами.
После полимеризации наводим шероховатость металлической щеткой (крацовкой) и затираем сетку составами:
смола+серебрянка, смола+титановые белила (сухие), автошпатлевки.
Лицевую сторону надо тщательно вымыть растворителем и зашкурить нулевкой (при полимеризации выделяются масла а к ним не липнет даже смола (написано у предыдущего автора).
Срок окончательной полимеризации ЧЕРЕЗ 7 СУТОК ! -ЭТО не шутка.
В жару смолу не разводить, свернется по-любому (более 50 грамм) ну, разве,что в подвале но после выноса может хлопнуть. Смешивать 1х10, перемешать, выдержать 20 мин (пройдет реакция), перемешать сек.30 влить ацетон. (Ацетон самый путевый разбавитель для эпоксидных склек.
Еще совет - если позволит жесткость матрицы на клеенные слои уложите парниковую пленку и залейте горячей водой -это будет пресс.
С предыдущим оратором согласен полностью. :clap:
 

Romich

Ветеран
Регистрация
5 Фев 2007
Сообщения
11.731
Реакции
1.925
Возраст
50
Местонахождение
Пермь
Имя
Роман
Техника
SnowВихрь + Снегопед

Спортист1

Активный участник
Регистрация
12 Дек 2010
Сообщения
383
Реакции
4
Возраст
47
Местонахождение
Йошкар-Ола
Имя
Сергей
Техника
самодельный снегоход, Шевроле-Нива, Тохатсу-9,8, Тикси-250
Смола - что полиэфирная, что эпоксидка - прекрасно разводятся 646-м растворителем. Проверено лично на постройке нескольких лодок
 

IPSIV

Новенький
Регистрация
28 Ноя 2010
Сообщения
27
Реакции
1
При создании матрицы из листового материала теряется вся прелесть и возможности стеклопластика.
Именно радиусы и остальные выкрутасы, его конёк.
PS Про отжиг ткани всё верно, но лучше сразу брать "обезжиренную". Жена Вам спасибо скажет. :clap: Вонь, после прокалки в бытовой плите, ещё долго будет .....
 

Dmitry 74

Участник
Регистрация
25 Дек 2010
Сообщения
59
Реакции
0
Возраст
50
Местонахождение
город Рыбинск Ярославской обл.
Имя
Дмитрий
Техника
Opel"FRONTERA", Стингрей330 (ПВХ), ПЛМ Сузуки15/2т, Сузуки 2,5/4т, Ветерок12 - не работает (для души)
ацетон лучше т.к. если смола хватит влаги (после смешивания сразу белеет и мутнеет, то воду выгнать можно только ацетоном. Т.Е. наливаем больше чем надо, перемешиваем, и даем ацетону частично испарится - ВСЕ, МОНА КЛЕЯТЬ.
Ацетон быстрей испариться с поверхности большей площади, Т.Е. меньше потечет (забадаетесь собирать и размазывать заново!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! :rolleyes:
Насчет печки, у нас старая электрическая (для пирогов - была!) я в ней железки в гараже сушу, поршни грел, редуктора.
А насчет форм - все очень просто
1. делаем листовую, устанавливаем на саморезиках различные планочки и выгибоны а потом по ним обклеиваем - получается вогнутовыпуклая деталь.
2. делаем матрицу из обрешетника с контрольными точками или маячками, забиваем цементом и выравниваем шаблонами по маячкам. Форма от фантазии и умения.
3. делаем листовую, но со множеством изломов, выравниваем пластилином или глиной, стыки нашей деталюхи усиливаем полосками (меж каждым слоем). После полимеризации спиливаем острые углы.
________________________________________________________________
У кого есть еще наработки в этом духе ?
С уважением.
 

IPSIV

Новенький
Регистрация
28 Ноя 2010
Сообщения
27
Реакции
1
Ну... так-то .... как-бы .... излишки ацетона= "смерть" эпоксидной смолы. Она превращается в "стекло".
Самый правильный растворитель, это дибутилфталат (ядовитый, аж пипец).
А вообще, эпоксидная смола, это такой .... такой!!!.. материал, что из него ЧУДЕСА можно творить.
PS В каждой вашей гусянке целая "вязанка" стержней именно из неё. ;) А ведь раньше были стальные.
 

kovrov

Ветеран
Регистрация
17 Янв 2011
Сообщения
4.264
Реакции
470
Возраст
34
Местонахождение
Владимирская обл. г. Ковров
Имя
Максим
Техника
шевроле лачетти универсал, ski doo summit, Хантер 9ls.
Еще в смолу касторку можно, что бы когда высохла хрупкой не была
 

Сергей Самара

Ветеран
Регистрация
2 Дек 2009
Сообщения
9.374
Реакции
2.287
Возраст
61
Местонахождение
САМАРА
Имя
Сергей
Техника
Снегоход НАША РАША
Обжигать можно паяльной лампой или горелкой газовой.
 

СНЕГОПАД

Активный участник
Регистрация
21 Мар 2010
Сообщения
386
Реакции
9
Местонахождение
Челябинская обл. г.Куса
Имя
Александр
Техника
Рысь 113 ,Тайга-спутник, квадроцикл, киа спектра
Можно, но не перегреть. Если перегреешь, то будет рваться и крошиться.
 

Сергей Самара

Ветеран
Регистрация
2 Дек 2009
Сообщения
9.374
Реакции
2.287
Возраст
61
Местонахождение
САМАРА
Имя
Сергей
Техника
Снегоход НАША РАША
Блин как вспомню как папа клеил, потом я клеил, а папы уже нет :(
40 с лишним лет пролетело так быстро, а вроде вот вот недавно всё было :(
 

mservis

Ветеран
Регистрация
26 Фев 2008
Сообщения
5.298
Реакции
214
Местонахождение
Алтайский край
Имя
Максим
Техника
всякая разная....
Клеил ткань эпоксидкой, пока не попробовал стекломаты с полиэфиркой - это ваще супер, можно ложить большими кусками, при пропитке принимает любую форму. Но у полиэфирки есть минусы: 1) сильно воняет, вреднее, стирол - можно купить не вонючую, только дороже. 2)быстро твердеет - можно использовать добавки увеличивающие время. Щас вообще появилось очень много нового в этом деле. Разные ткани, материалы, смолы, добавки, всего не запомнишь. Работать с такими материалами одно удовольствие.
 

Старик-ХО

Ветеран
Регистрация
19 Окт 2009
Сообщения
6.034
Реакции
2.448
Возраст
64
Местонахождение
г. Москва Ю.Бутово
Имя
Сергей
Техника
квадрик, мопед, машинка - маленькая.
Здорово, что каждый добавил в тему что то своё, может наш опыт и советы кому то пригодятся. Не стесняйтесь, я уверен, что многим есть что сказать и показать по этому вопросу, может фотографии у кого то есть.
Вот например стеклопластиковый обвес для своего самодельного квадроцикла делал по этой технологии.
 

Вложения

Сергей Самара

Ветеран
Регистрация
2 Дек 2009
Сообщения
9.374
Реакции
2.287
Возраст
61
Местонахождение
САМАРА
Имя
Сергей
Техника
Снегоход НАША РАША
Молодец Серёга!!
Когда ты только всё успеваешь??
 

Старик-ХО

Ветеран
Регистрация
19 Окт 2009
Сообщения
6.034
Реакции
2.448
Возраст
64
Местонахождение
г. Москва Ю.Бутово
Имя
Сергей
Техника
квадрик, мопед, машинка - маленькая.
Сергей Самара написал(а):
Когда ты только всё успеваешь??
Да этому квадрику уже лет восемь, я его для сына еще делал. Сейчас я уже почти ничего не делаю. Некогда, форум читаю :popcorn:
 

an59t

Ветеран
Регистрация
5 Фев 2009
Сообщения
4.536
Реакции
419
Возраст
64
Местонахождение
г.Златоуст- Москва
Имя
Андрей Николаевич
Техника
Тойота "Хайлюкс", Динго и т. д.
Добрый вечер Самоделы! Твёрдо решил под давлением общественности форума отказаться от капота из ИЖевских колясок и делать, вернее выклеивать из смолы со стеклотканью. Так как опыта в этом деле - НОЛЬ, прошу всех, кто в этой теме хоть что-то знает (нужны советы, рекомендации, ссылки на материалы, где, за сколько и какие найти и т.д. ) - поделиться своим опытом и информацией!!! Родственник, когда-то работал на производстве модельщиком, уже завтра начнёт делать макет капота.
 

Romich

Ветеран
Регистрация
5 Фев 2007
Сообщения
11.731
Реакции
1.925
Возраст
50
Местонахождение
Пермь
Имя
Роман
Техника
SnowВихрь + Снегопед
Андрей Николаевич, да с твоими опытом и усердием, стеклоткань и смолу освоишь на ура. Ничего сложно го там нет. Есть немного муторности по подготовке поверхности, но результат всегда впечатляет и сподвигает на новые подвиги.
 

an59t

Ветеран
Регистрация
5 Фев 2009
Сообщения
4.536
Реакции
419
Возраст
64
Местонахождение
г.Златоуст- Москва
Имя
Андрей Николаевич
Техника
Тойота "Хайлюкс", Динго и т. д.
Romich написал(а):
Андрей Николаевич, да с твоими опытом и усердием, стеклоткань и смолу освоишь на ура. Ничего сложно го там нет. Есть немного муторности по подготовке поверхности, но результат всегда впечатляет и сподвигает на новые подвиги.
Рома! Спасибо за поддержку! Думаю, что немного набью шишек, но освою! Кстати, сегодня стартанул проект по изготовлению эксклюзивного капота.
Съездил в мотомагазин к товарищу, взял на примерку пару вариантов скутерной оптики. Прошу излагать ваше мнение по обоим вариантам.
 

Вложения

koolakov

Старожил
Регистрация
31 Дек 2010
Сообщения
1.391
Реакции
100
Возраст
48
Местонахождение
Архангельская обл. Плесецкий р-н.
Имя
Сергей
Техника
Вездеход Кипач-А 6х6
Смотря какой дизайн капота будет.

А так лучше с двойной фарой :up:

Точно красивей да и в ногу со снегоходным дизайном.
 

mservis

Ветеран
Регистрация
26 Фев 2008
Сообщения
5.298
Реакции
214
Местонахождение
Алтайский край
Имя
Максим
Техника
всякая разная....
Андрей Николаевич, советую использовать не стеклоткань, а стекломат и полиэфирную смолу. Со стекломатом намного легче и быстрее работать, а полиэфирку, потому-что стекломат только в ней растворяет замасливатель. Я поначалу мучался со стеклотканью, кусочками вырезал, потом попробовал мат и был крайне разочарован...... тем,что зря потратил кучу времени на стеклоткань :unsure:
Все покупается в спец фирмах, могу подсказать координаты новосибирской. Еще полиэфирка дешевле эпоксидки, но очень воняет, можно работать только на открытом воздухе. Я сначала выклеивал контурный слой 300 матом, потом, для набора толщины 600.
Вот например моя работа, капот сделан на основе рась-113, добавлена фара сверху, спереди сделан нос и изменена вентиляция, усилен сам капот (остальную красоту с сеточками и пр. делали другие)
 

Вложения

Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Сверху Снизу