Вездеход "Тарас" на базе мотоблока МБ-3 (прототип)

Безопасная сделка. Доставка РФ Поможем с выбором оригинальных запчастей и аксессуаров для
вашей техники
Гусеницы для снегоходов и спецтехники

Asterix

Активный участник
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
637
Реакции
156
Местонахождение
Тверь - Санкт-Петербург
Имя
Павел
Техника
Газ-66 "Крепыш", "Топтыга", "Бобик" и другие вездеходы-самоделки
Приветствую!
Давненько хотел собрать небольшой вездеход, где в качестве силового агрегата использовался бы мотоблок. Основная идея заключается в следующем: берём мотоблок, снимаем с него колёса и руль, устанавливаем в раму и с колёсной оси мотоблока карданами на мосты. При этом ключевое требование - никаких кардинальных переделок мотоблока. Воткнул мотоблок в раму - получил плавающий вездеход, снял - получил обратно мотоблок. Вот что из этой затеи получилось:

Вездеход "Тарас" (прототип)



Технические характеристики:

Габаритные размеры (ДШВ) - 3100/1760/1820
Снаряжённая масса - 530 кг
Минимальная скорость - 1 (1,5) км/ч
Максимальная скорость - 8 (12) км/ч
Грузоподъёмность - 200 кг
Рама - одноуровневая, из профильной трубы 60*40*2
Силовой агрегат - мотоблок МБ-3 "Нева". Двигатель Робин-Субару (7 л.с.), 3 передачи переднего хода, 1 заднего
Мосты - М-412 (п/ч = 3,88 )
Шины-ободрыши - Камаз-вездеход (модель шин не знаю), камерный вариант
Диски - закрытые, с болтовыми фиксаторами от проворота покрышек.
Поворотный кулак - Уаз со ШРУСом М-2141
Рулевое управление - колонка - Ваз-1111 "Ока", рулевая рейка - Ваз-2108
Тормозная система - трансмиссионная, механическая ("ручник"). Суппорт от снегохода "Буран", рычаг от Ваз-2108

Т.к. конструкция вездехода проще некуда (хотя на самом деле есть куда :) ), то и рассказывать о ней особо нечего.
Вначале был приобретён мотоблок. Выбор пал на питерский МБ-3 "Нева". Взял из-за трёхскоростной КПП, где первая передача ну очень тихая даже для мотоблока. Двигатель не особо мощный, опыта с такими мощностями никакого и поэтому не хотелось ошибиться и получить недостаточное понижение на колёсах. Второй момент - это возможность отключения одного из колёс мотоблока от трансмиссии. На мотоблоке данная опция служит для облегчения разворота мотоблока, ну а на вездеходе получаем возможность отключать один из мостов.

Мотоблок разместил на задней полураме. Почему на задней? А вот так захотелось. Хотелось посмотреть, что из этого выйдет.
Вышло следующее:









Как не трудно заметить, почти все органы управления мотоблоком размещены на задней полураме. Это сделано для того, чтобы не уходить от главной идеи: использовать мотоблок с минимальными переделками. Вследствие чего органы управления брались штатные мотоблоковские и целиком, без каких-либо изменений, переносились на раму вездехода. Единственное исключение - это педаль и тросик управления сцеплением. Штатный рычаг вместе с тросом снимается (минута делов) и вместо него к мотоблоку подсоединяется тросик сцепления от вездехода (ещё минута делов), связанный с педалью.



Принцип действия сцепления остается точно таким-же, как и на мотоблоке: нажал на педаль - вездеход поехал, отпустил - вездеход встал. Вот и всё управление.

В качестве шутки юмора :)
Над силовым агрегатом размещено место для пассажира. Выхлопные газы от двигателя вылетают под пассажирское сиденье и тем самым его нагревают. Нижний отдел головного мозга пассажира находится постоянно в тепле, отчего пассажиру хорошо и он не против стать частью механизма управления вездеходом. Водитель при помощи голоса отдаёт команды переключить скорость и/или добавить/убавить газу, что незамедлительно выполняется. Таким образом в данном вездеходе предусмотрена: а) аудиомеханическое управление б) бесплатные тренинг по улучшению взаимодействия в команде :)))

Видео:








В целом вездеход превзошел ожидания. Мощности двигателя хватает для уверенного передвижения на третьей передаче даже в довольно крутые подъёмы. На первой же минимальная скорость столь мала, а тяга столь высока, что вездеход на холостых оборотах берёт довольно сложные препятствия, без какого-либо напряга со стороны двигателя. Можно смело увеличивать в диаметре ведущий шкив процентов на 50, увеличив тем самым и максимальную скорость вездехода с 8 до 12-13 км/ч, без вреда для тяговых возможностей самого мотоблока. На двухскоростной КПП навряд-ли такое можно было бы сделать без применения вариатора или двойного шкива.
 

РАФИкк

Участник
Регистрация
17 Дек 2013
Сообщения
89
Реакции
3
Возраст
53
Местонахождение
пермь
Имя
Рафис
Техника
ваз
Отличная машинка :up: :up: :up: .не мог раньше кинуть идею?я свой экспериментальный мотоблок продал.
 

Romich

Ветеран
Регистрация
5 Фев 2007
Сообщения
11.760
Реакции
1.977
Возраст
51
Местонахождение
Пермь
Имя
Роман
Техника
SnowВихрь + Снегопед
ЗдОрово! И шутка юмора удачная, но как то уж очень медленно. Не заснешь, быстрее может ехать, ну когда ровный участок?
 

Asterix

Активный участник
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
637
Реакции
156
Местонахождение
Тверь - Санкт-Петербург
Имя
Павел
Техника
Газ-66 "Крепыш", "Топтыга", "Бобик" и другие вездеходы-самоделки
Romich написал(а):
ЗдОрово! И шутка юмора удачная, но как то уж очень медленно. Не заснешь, быстрее может ехать, ну когда ровный участок?
Да, заснуть вполне можно. Зато пока до обочины едешь - успеешь выспаться :D
Если серьёзно, то скорость по ровному можно поднять до 15 км/ч. Это всё равно не быстро, но и не 8 км/ч. А вообще этот вездеход очень ближнего радиуса действия. Километров 10 в одну сторону. Дальше будет слишком утомительно. Если подъёзд нормальный, то лучше возить вездеход до места его эксплуатации на прицепе. Даже если это всего в паре километров. Так быстрее.
 

snoumen

Участник
Регистрация
18 Фев 2011
Сообщения
50
Реакции
1
Возраст
39
Местонахождение
Правый берег Волги-Слобода
Имя
Виктор
Техника
тайга-500+, Ski-doo GT 700SE
Хороший вездиход получился! А я голову ломал из чего делать, думал за основу импортный мотоцикл взять, но с ним много гемороя(охлождение,передаточное отношение,привод) точно мотоблок!, даже в голову не приходило! Хорошо, что есть светлые головы!!! Спасибо вам Павел! Я буду делать что-то подобное только на камерах низкого давления, чтоб плавать мог! С меня отчёт
 

Asterix

Активный участник
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
637
Реакции
156
Местонахождение
Тверь - Санкт-Петербург
Имя
Павел
Техника
Газ-66 "Крепыш", "Топтыга", "Бобик" и другие вездеходы-самоделки
snoumen написал(а):
Хороший вездиход получился! А я голову ломал из чего делать, думал за основу импортный мотоцикл взять, но с ним много гемороя(охлождение,передаточное отношение,привод) точно мотоблок!, даже в голову не приходило! Хорошо, что есть светлые головы!!! Спасибо вам Павел! Я буду делать что-то подобное только на камерах низкого давления, чтоб плавать мог! С меня отчёт
Если делать в таком виде, как у меня, без переделок мотоблока, то скорость маловата - 8 км/ч. Сейчас заменил оба шкива. Ведомый диаметром 250 мм заменил на 200 мм, а ведущий 85 мм заменил на 120 мм. Скорость выросла до 15 км/ч и ездить стало совсем другое дело. Больше всё равно двигатель не потащит. Но есть и недостатки. Трансмиссия мотоблока стала боле шумной из-за выросших оборотов. Жить можно, но точно не Мерседес :D

Что касается плавания, то Тарас и на этих колёсах не утонет. Расчётное погружение в воду с одним водителем - 2/3 колеса. Если установить ободрыши ВИ-3, то в воду будет погружаться меньше, чем на полколеса.
 

Asterix

Активный участник
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
637
Реакции
156
Местонахождение
Тверь - Санкт-Петербург
Имя
Павел
Техника
Газ-66 "Крепыш", "Топтыга", "Бобик" и другие вездеходы-самоделки
Поменял шкивы на мотоблоке. Были 85*250 мм




Стали 120*200 мм




В результате максимальная скорость выросла до 15 км/ч. Но Бобика всё равно не догнать :)

 

Сайгак

Участник
Регистрация
7 Июл 2011
Сообщения
104
Реакции
5
Возраст
52
Местонахождение
Рыбинск
Имя
Дмитрий
Техника
самодельный мотобуксировщик Сивка,газель
Повел, а как на таких зубастых колесах без межосевого дифа? Надолго хватит приводного вала от мотоблока? На них и так жалуются , что на ходу отключается левая полуось, а тут такие нагрузки?
 

Asterix

Активный участник
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
637
Реакции
156
Местонахождение
Тверь - Санкт-Петербург
Имя
Павел
Техника
Газ-66 "Крепыш", "Топтыга", "Бобик" и другие вездеходы-самоделки
Сайгак написал(а):
Повел, а как на таких зубастых колесах без межосевого дифа? Надолго хватит приводного вала от мотоблока? На них и так жалуются , что на ходу отключается левая полуось, а тут такие нагрузки?
Без понятия. На то он и прототип, чтобы накатать моточасы и сделать потом выводы по допустимости или недопустимости данного варианта трансмиссии. А так вообще-то, мотоблок "Нива" просто под руку попался. На рабочую версию планирую устанавливать "ноги" от мотоблока "Салют". У них целиковый вал и нога полностью шестеренчатая. Должно быть как минимум не хуже, что имеем сейчас.
 

kosu

Старожил
Регистрация
13 Апр 2009
Сообщения
1.685
Реакции
32
Возраст
41
Местонахождение
московская.сергиево-посадский р-он
Имя
константин
Техника
мотобуксировщик "конек горбунек",самодельный трактор был раптор будет мега раптор))
Asterix написал(а):
Сайгак написал(а):
Повел, а как на таких зубастых колесах без межосевого дифа? Надолго хватит приводного вала от мотоблока? На них и так жалуются , что на ходу отключается левая полуось, а тут такие нагрузки?
Без понятия. На то он и прототип, чтобы накатать моточасы и сделать потом выводы по допустимости или недопустимости данного варианта трансмиссии. А так вообще-то, мотоблок "Нива" просто под руку попался. На рабочую версию планирую устанавливать "ноги" от мотоблока "Салют". У них целиковый вал и нога полностью шестеренчатая. Должно быть как минимум не хуже, что имеем сейчас.
прикольный аппарат! ноги на салюте классные! у меня у брата на буравой стоит не жалуются нагрузки хорошие держит!
 

Asterix

Активный участник
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
637
Реакции
156
Местонахождение
Тверь - Санкт-Петербург
Имя
Павел
Техника
Газ-66 "Крепыш", "Топтыга", "Бобик" и другие вездеходы-самоделки
Сравнение размеров БОБиКа и Тараса :)





 

Asterix

Активный участник
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
637
Реакции
156
Местонахождение
Тверь - Санкт-Петербург
Имя
Павел
Техника
Газ-66 "Крепыш", "Топтыга", "Бобик" и другие вездеходы-самоделки
Водные процедуры





Небольшое болото

 

Asterix

Активный участник
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
637
Реакции
156
Местонахождение
Тверь - Санкт-Петербург
Имя
Павел
Техника
Газ-66 "Крепыш", "Топтыга", "Бобик" и другие вездеходы-самоделки
Глухов евгений написал(а):
хорош :up: ток скоростёнка мала
Чудес не бывает. Для скорости нужен значительно более мощный двигатель.
 

Asterix

Активный участник
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
637
Реакции
156
Местонахождение
Тверь - Санкт-Петербург
Имя
Павел
Техника
Газ-66 "Крепыш", "Топтыга", "Бобик" и другие вездеходы-самоделки
Блондинка рулит :)



 

Asterix

Активный участник
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
637
Реакции
156
Местонахождение
Тверь - Санкт-Петербург
Имя
Павел
Техника
Газ-66 "Крепыш", "Топтыга", "Бобик" и другие вездеходы-самоделки
Прошел год с небольшим после постройки первого прототипа. Пора писать отчет :blush:

Редуктор от мотоблока МБ-3 благополучно сдох в районе майских праздников 2014 года. Чего-то в нем щелкнуло и пропали первая передача и задний ход. Остались вторая и третья. Вскрытие показало, что потроха редуктора МБ-3 имеют довольно оригинальную конструкцию. Если коротко, то вторичный вал сделан пустотелым. 20 мм наружный диаметр, в центре отверстие 13 мм. На нем сидят все ведомые шестерни КПП (три передачи вперед, одна назад). В шестернях сделаны прорези. В валу, напротив каждой шестерни находятся по три шарика. Внутри вторичного вала ходит шток с утолщением. Утолщение выталкивает шарики из вала, те попадают в углубления на шестерне и, таким образом, шестерня входит в зацепление с валом.
Все бы ничего, но толщина стенки этого вторичного вала в самом тонком месте всего 2,5 мм. Плюс еще 12 отверстий для шариков просверлены, что так же не добавляет прочности конструкции.
Короче, лопнул этот самый вал аккурат пополам, по шарикам первой передачи.
Как-либо усилить этот вал не представляется возможном. Чай и на заводе не из стали 20 его делали.
Разочаровался я в этом редукторе, поставил на нем жирный крест и отложил проект легкого вездехода на неопределенный срок.
И вот весной 2015 года случилось обострение вездеходной болезни. Проштудировал интернет. Наиболее приемлемыми по характеристикам показались два редуктора: от мотоблоков "Салют-5" и "Нева МБ-2".
Первый редуктор полностью шестеренчатый. Замечаний к его прочности в инете не нашел. Купил. На вид как игрушечный. Весит 11 кг. Первичный вал всего 16 мм диаметром, выходные валы 25 мм диаметром. Ничего с ходу с ним придумать не удалось, поэтому отложил его "на потом".
С оказией был в Питере и зашел в магазин при заводе "Красный октябрь" (где, собственно, и производятся мотоблоки "Нева").
Там есть выставочные редуктора, с разрезанным корпусом. Шестерни довольно крупные, валы все целиковые. Первичный вал 20 мм диаметром, выходной вал 30 мм диаметром. Цепь, которая приводит в действие колесный вал, двойная, 2ПР-15,875 (по ГОСТу на разрыв 4500 кг). Вес - 17 кг. В целом редуктор понравился. Тем более что его устанавливают как на старые мотоблоки МБ-2, так и на новые МБ-23, где максимальная мощность двигателя составляет 10 л.с.
Приобрел и решил попробовать в первую очередь установить его.
Заодно внедрить в конструкцию вариатор от Бурана.

Т.к. вездеход не создавался с нуля, а был использован готовый, то лишнего железа наварил на "Тараса" порядочно.






В сборе это выглядит примерно так:






На вездеходе вот так:










Двигатель установили сразу 15 л.с. Чего мелочиться-то? :cool:
На самом деле данная мощность нужна для ускоренного тестирования редуктора. Если редуктор с 15-ти сильным двигателем выдержит хотя бы пару недель интенсивной эксплуатации, то с 9-ти сильным двигателем, он будет жить долго и счастливо.

Сегодня вечером состоялся первый выезд. Были сомнения по поводу, что он же окажется и последним :rolleyes:
Но ничего, редуктор сразу не развалился - уже хороший знак. На днях постараюсь снять видео.

Пока же первые впечатления в целом положительные.
Минимальную скорость на первой передаче навигатор определить не смог. Меньше 1 км/ч. Максимальная скорость на первой передаче - 6 км/ч. Минимальная скорость на второй передаче - 4 км/ч Максимальная - 22 км/ч.
Мощности двигателя для такого веса с запасом. С учетом работы вариатора первая передача сегодня вообще нигде не понадобилась. Хотя специально выискивал места потяжелее, типа размокших лесовозных колей или мокрого снега в лесу. Везде ехал и не было намека на нехватку мощности на второй передаче. Если тяжело, то просто ехал на минимальной скорости для второй передачи.
С таким двигателем (15 л.с.), видимо, первая передача нужна лишь как пониженная, а не тяговая.
С 9-ти сильным двигателем, скорей всего, на второй передаче везде уже не поедешь и первая будет востребована чаще.
Кстати, забыл упомянуть о передаточных числах редуктора МБ-2
На первой передаче 1:32, на второй 1:8, на третьей 1:37. Разброс большой. Но тут уж ничего не поделать.
В этом плане редуктор то "Салюта" подходит больше. У него первая передача 1:24, вторая 1:11, задняя 1:17. Дойдут руки, попробую и его.
 

Asterix

Активный участник
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
637
Реакции
156
Местонахождение
Тверь - Санкт-Петербург
Имя
Павел
Техника
Газ-66 "Крепыш", "Топтыга", "Бобик" и другие вездеходы-самоделки
Сегодняшние видео:







В конце следующего видео показано, что самоход вариатора не всегда вреден. В сочетании с понижением от двигателя до колес равным 430:1, результат может быть весьма любопытен :rolleyes:

 

Asterix

Активный участник
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
637
Реакции
156
Местонахождение
Тверь - Санкт-Петербург
Имя
Павел
Техника
Газ-66 "Крепыш", "Топтыга", "Бобик" и другие вездеходы-самоделки
Продолжаем серию экспериментов на выносливость редуктора МБ-2.
Не придумали ничего лучше, чем установить на Тараса бескамерные шины Арктиктранс 1300*700.

Вот что из этого вышло:







 

Asterix

Активный участник
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
637
Реакции
156
Местонахождение
Тверь - Санкт-Петербург
Имя
Павел
Техника
Газ-66 "Крепыш", "Топтыга", "Бобик" и другие вездеходы-самоделки
Немного кочек:



 

Asterix

Активный участник
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
637
Реакции
156
Местонахождение
Тверь - Санкт-Петербург
Имя
Павел
Техника
Газ-66 "Крепыш", "Топтыга", "Бобик" и другие вездеходы-самоделки
Заменил редуктор мотоблока МБ-2 на редуктор мотоблока Салют-5:







Передаточные числа редуктора Салют существенно отличаются от МБ-2.
Первая передача 1:24 (было 1:32)
Вторая передача 1:11 (было 1:8)
Задний ход 1:17 (было 1:37)

Минимальная скорость на 1 передаче 1,5 км/ч (было меньше 1 км/ч)
Минимальная скорость на 2 передаче 3 км/ч (было 4 км/ч)
Максимальная скорость на 1 передаче 8 км/ч (было 6 км/ч)
Максимальная скорость на 2 передаче 17 км/ч (было 22 км/ч)

Видео с песчаного карьера:



 

Asterix

Активный участник
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
637
Реакции
156
Местонахождение
Тверь - Санкт-Петербург
Имя
Павел
Техника
Газ-66 "Крепыш", "Топтыга", "Бобик" и другие вездеходы-самоделки
Еще немного помучали Тараса:

 

alik-1978

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2013
Сообщения
542
Реакции
6
Местонахождение
Вологодская обл.
Имя
Алик
Техника
Ноги, лижи и мопед.
Здравствуйте. Понравился вашь вездеход. Все просто и ничего лишнего. Скажите если делать по вашей схеме какой лутше двигатель использовать, какой редуктор, и лутше с вариатором или можно обойтись без его.
 

Asterix

Активный участник
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
637
Реакции
156
Местонахождение
Тверь - Санкт-Петербург
Имя
Павел
Техника
Газ-66 "Крепыш", "Топтыга", "Бобик" и другие вездеходы-самоделки
alik-1978 написал(а):
Здравствуйте. Понравился вашь вездеход. Все просто и ничего лишнего. Скажите если делать по вашей схеме какой лутше двигатель использовать, какой редуктор, и лутше с вариатором или можно обойтись без его.
Здравствуйте!
Двигатель 9 л.с., лучше японский, типа Робин-Субару EX-27. Ручного запуска двигателя для такой компоновки вездехода вполне достаточно.
Редуктор от мотоблока Салют-5. Редуктор от мотоблока Нива не выдерживает нагрузок. Других редукторов не пробовал. Либо установить КПП от Оки. Но такой вариант несколько тяжелее и обладает таким недостатком, как низкорасположенный первичный вал. Без герметизации привод первичного вала будет кидать грязь и воду.
Вариатор необязателен, но крайне желателен. Он позволяет компенсировать недостаток мощности при движении по сложному рельефу. Проще говоря, с вариатором передачи в КПП нужно переключать в разы реже, чем без вариатора. Да и максимальную скорость с двухскоростной КПП (редуктором мотоблока) придется делать совсем низкой.
 

alik-1978

Активный участник
Регистрация
5 Окт 2013
Сообщения
542
Реакции
6
Местонахождение
Вологодская обл.
Имя
Алик
Техника
Ноги, лижи и мопед.
Спасибо!!! Еще раз уточьню. Либо редукто от Салют-5 либо КПП от Оки? Вариатор ставили Сафари? Крутящий момент с двигателя на редуктор (или КПП от Оки) далее на вариатор и на мосты? Так или нет.
 

Asterix

Активный участник
Регистрация
21 Апр 2009
Сообщения
637
Реакции
156
Местонахождение
Тверь - Санкт-Петербург
Имя
Павел
Техника
Газ-66 "Крепыш", "Топтыга", "Бобик" и другие вездеходы-самоделки
alik-1978 написал(а):
Спасибо!!! Еще раз уточьню. Либо редукто от Салют-5 либо КПП от Оки? Вариатор ставили Сафари? Крутящий момент с двигателя на редуктор (или КПП от Оки) далее на вариатор и на мосты? Так или нет.
Это я вам предлагаю установить КПП от Оки, вместо редуктора от мотоблока Салют, как более дешевый, надежный и скоростной вариант. Сам я КПП от Оки на Тараса не устанавливаю, только редуктора от Салюта. Он новый стоит 12 т.р. Это три-четыре б/у КПП от Оки можно купить.
Вариатор Сафари с мотобуксировщиков.
Крутящий момент с двигателя на вариатор, с него на ременный или цепной редуктор и только потом на редуктор Салют или КПП Ока. Затем на мосты. Можно обойтись и без промежуточного редуктора, но тогда скоростные параметры вездехода будут какие уж получаться, а не какие надо. Например, с КПП Ока максимальная расчетная скорость на шинах ВИ-3 получается 60 км/ч. Двигателю в 15 л.с. (не говоря уже про 9 л.с.) не вытянуть такую скорость даже по сухой дороге. В итоге высшие передачи КПП (4-я и 5-я (для пятиступок)) практически не будут востребованы. Промежуточный редуктор позволяет оптимизировать общее передаточное число трансмиссии под характеристики двигателя.
 
Гусеницы для снегоходов и спецтехники
Безопасная сделка. Доставка РФ Поможем с выбором оригинальных запчастей и аксессуаров для
вашей техники
Сверху Снизу