для информации.
Ерш обыкновенный — Gymnocephalus cernuus
Внешний вид и морфология. Окраска серо-зеленая на спине с меланиновыми бурыми пятнами на боках, которые имеются также на спинном и хвостовом плавниках. Тело короткое, сжатое с боков, его высота составляет 20-30% длины тела. Рыло тупое. Рот небольшой, нижний. На челюстях щетинковидные зубы, клыков нет. Голова голая, на ней большие полости сенсорной системы. Предкрышка на заднем крае имеет 5-10 шипов, на нижнем — 3. Крышечная кость снабжена сильным шипом. Сильные колючки имеются в брюшных плавниках, и две сильные колючки в анальном. Грудь часто не покрыта чешуей
Максимальный размер ерша — 18,5 см, масса 208 г. Есть указания, что в некоторых случаях он может достигать веса 500 г и 27 см длины при максимальном возрасте 15 лет. В большинстве водоемов в уловах преобладает мелкий ерш. Растет ерш медленно, однако в хороших условиях обитания (термического режима, кормовой базы) темп его роста резко увеличивается. На юге ерш растет быстрее. В Днепре в возрасте 1 года он достигает длины 10 см, а в возрасте 5 лет имеет максимальный размер 15 см. В карельских озерах в возрасте 1 год ерш не достигает и 4 см длины, а максимальный размер 13 см имеет в возрасте 13 лет.
Образ жизни. Обитает в озерах, реках, водохранилищах, дельтовых районах рек и опресненных заливах морей. В водоемах держится в придонных горизонтах как прибрежной зарослевой зоны, так и в профундали открытой зоны озер, в водохранилищах поднимается и в пелагиаль.
Питание. Ерш — типичный бентофаг, очень пластичный в выборе корма. Излюбленной его пищей являются личинки хирономид и гаммариды, но при их недостатке в водоеме он легко переключается на другие виды корма, тем более, что ассортимент его кормовых организмов включает все формы бентоса, зоопланктона и рыбную пищу (икра и молодь рыб). С возрастом увеличиваются размеры потребляемых им организмов, наиболее крупные особи становятся хищниками.
Размножение. В большинстве водоемов ерш — короткоцикловый вид. Большие различия в темпе роста определяют и различия в сроках созревания. Половая зрелость наступает в 2-4 года при длине 9-12 см. Абсолютная плодовитость равна 2-104 тыс. икринок в зависимости от размера самок. Нерест продолжительный и порционный, с апреля по июнь выметывается до 3 порций икры. Сроки нереста и температура воды, при которой он происходит, варьируют в водоемах разных широт: 1-я порция — при 4-9° С, 2-я — при 11-13° С и 3-я — при 18-20° С. Нерест обычно происходит на песчаных и каменистых грунтах, иногда на растительности и корнях деревьев на глубине 0,5-3,0 м. Инкубационный период занимает 5-6 сут при температуре 15-16° С и до 4,5 сут при 20° С. Размер личинок при выклеве 3,8-4,3 мм, переход к активному питанию в придонном горизонте — в возрасте 11 сут при длине 5,5 мм
Распространение. Широко распространенный в Евразии вид от Англии и Франции на западе до Колымы включительно на востоке. Северная граница проходит почти по побережью Северного Ледовитого океана, кроме Северного Таймыра и Северного Ямала. Имеется в водоемах по атлантическому побережью Скандинавии, Северной Англии и Ирландии; повсеместно в водоемах бассейнов Северного, Балтийского, Белого, Баренцева, Черного и Каспийского морей в Европе, а в Сибири — в бассейнах рек Северного Ледовитого океана. Ерша нет в Испании, Италии, Югославии, в Крыму, Закавказье. Ранее обитал в бассейне Арала, теперь исчез. В Сибири южная граница распространения ерша проходит по верховьям рек, текущих на север. Нет его в Байкале (но есть в Ангаре), в бассейне Амура и по всему тихоокеанскому побережью, нет и на Чукотке.
Хозяйственное значение. В крупных водоемах озерного типа с высокой кормностью ерш достигает большой численности и крупных размеров, подвержен резким колебаниям биомассы. Здесь он является второстепенным промысловым видом и одновременно служит важным кормовым объектом для многих ценных хищных видов рыб и конкурентом в питании ценных бентофагов. Высокая воспроизводительная способность ерша при перелове крупных видов рыб неизбежно вызывает вспышку его численности и нарушение баланса в водоеме.
Охранный статус. Ерш очень чувствителен к загрязнению воды и эвтрофированию водоемов. В последние годы его численность в водоемах европейской части России резко снизилась. (с)
http://www.ecosystema.ru
Таково общее описание вида.
Особенности вида Ерш обыкновенный в водоемах среднего течения Оби заключаются в том, что рост его и масса существенно меньше, чем в популяциях средней полосы России в силу более низкой температуры воды и продолжительности активного нагульного периода. В водоемах средней Оби, включая озера, Ерш распространен практически повсеместно, однако численность его нигде не является доминирующей и не описано ни одного водоема, заселенного исключительно Ершом, тогда как для водоемов озерного типа европейской части России такие примеры известны.
О бедном ерше замолвите слово…
В чем же обвиняют нашего героя, какие страшные экологические преступления инкриминируют ему в вину? Что оправдывает призывы к тотальному геноциду данного вида?
Давайте разберемся с ролью Ерша в экосистемах конкретно водоемов средней Оби непредвзято и по порядку.
Обвинение первое.
«Весной он также поедает в большом количестве икру других рыб.»
Эта фраза, выдернутая из книги Л.П. Сабанеева "Рыбы России. Жизнь и ловля наших пресноводных рыб" (1875 год) и растиражированная десятками тысяч в интернете устойчиво внедрилась в массовое сознание рыболовов и подпитывает устойчивую неприязнь к Ершу, как к речному мародеру.
Полностью фрагмент у Л.П. Сабанеева звучит так:
«Вообще мелкие рачки, мелкие насекомые, личинки последних составляют главную пищу ерша; весной он также поедает в большом количестве икру других рыб и потому в небольших озерах скоро истребляет других рыб. Несомненно, что они едят также не только недавно выклюнувшуюся молодь рыбы, но не прочь поживиться вообще мелочью, так как местами, в очень рыбных озерах, не особенно редко берут на малявку.»
Не нам, разумеется, швырять камни в великих, но за прошедшие почти сто пятьдесят лет понимание функционирования водных экосистем претерпело существенные изменения.
Давайте по порядку разберемся с питанием Ерша и определим, так ли уж велик грех нашего подзащитного перед другими породами рыб.
Основу питания Ерша составляет бентос, причем его относительно мелкая часть – придонные ракообразные и донные организмы. Этим объясняется относительно глубоководный ареал обитания Ерша в реках. В озерах Ерш питается в основном мормышем и дафниями.
Разумеется, Ерш не проходит мимо икры других рыб. Но мимо нее не проходит и окунь, и язь, и елец, и лещ. Причем, вред наносимый Ершом минимален в сравнении с этими видами, так как Ерш ведет оседлый образ жизни и практически не образует кочевых форм. Таким образом, концентрация его на нерестилищах ценных пород рыб не слишком высока и, учитывая его невеликую массу и медленный рост (известно соотношение – на килограмм прироста массы тела у хищных рыб уходит три кг. корма) ущерб наносимый Ершом кладкам других рыб минимален. Тогда как окунь, например, сбиваясь в кочевые стаи по возрастному принципу способен наносить гораздо больший вред кладкам, а питание личинками и мальком, начиная с некоторого возраста, становится для него основным. Елец и лещ, имея нерестилища в тех же районах, что и ценные породы рыб, в частности – пелядь, достигают в местах нереста высоких концентраций, поедая несравнимо большее количество икры. Самцы леща после икромета задерживаются в местах нереста еще на срок до двух недель с одной целью – нагуляться на кладках других пород, при этом поедая и кладки своей породы, но в меньшей степени.
Личинки рыб тоже включены в рацион Ерша, но они очень быстро вырастают до неприемлемых для него размеров.
Следует учесть также, что Ерши размером в 27 см. и весом в 500 гр. скорее нонсенс для наших водоемов. Свыше 90% популяции Ерша в водоемах средней Оби составляют особи 1-3 лет и весом соответственно 10-25 гр.
Несмотря на повсеместное распространение Ерша, он все же нигде не является сколько-нибудь доминантным видом, во всяком случае, мне не удалось обнаружить свидетельств существования в бассейне средней Оби водоемов, где Ерш является единственным, или действительно доминирующим видом, как, например, окунь или карась.
Таким образом, обвинение Ерша в поедании икры ценных пород рыб в масштабах, угнетающих популяции этих пород, представляются надуманными и не соответствующими реалиям.
По поводу пищевых пристрастий Ерша ему инкриминируется
Обвинение второе.
«Ерш, являясь пищевым конкурентом ценных пород рыб, вытесняет их, выедая пищевой ресурс.»
Но и здесь не все так однозначно. Основу практически всех пищевых цепей в экосистемах водоемов составляет фито и зообентос. Причем зообентос в экосистемах средней Оби играет гораздо большую роль. Трудно перечислить все виды рыб, включающие в свой рацион в том или ином виде в разные периоды жизненного цикла бентосные организмы.
Основные пищевые конкуренты Ерша это окунь и лещ. Окунь является основным и практически полным конкурентом по рациону с Ершом. Однако речь в этом случае может идти только о его (окуня) мелкой, прибрежной расе. Окунь крупной, глубинной расы очень быстро становится хищником и не конкурирует с Ершом за пищу. Но и мелкий, прибрежный окунь занимает свою нишу – он, сбиваясь в стаи, гораздо более мобилен, в отличие от оседлого Ерша и предпочитает кормиться на мелководных травянистых участках, тогда как Ерш предпочитает более глубокие воды. Как видим, кормовые участки Ерша и окуня не совпадают территориально. О серьезной конкуренции тут нет и речи.
Ерш близко конкурирует и с лещем. Эта конкуренция не является полной, так как лещ включает в свой рацион много растительной пищи и предпочитает донные организмы, тогда как Ерш, будучи очень пластичным в питании, все же предпочитает придонных ракообразных. Впрочем, составляя хоть какую-то конкуренцию лещу, Ерш, возможно, оказывает экосистеме Оби неоценимую услугу.
Конкуренция Ерша с пелядью, как основная тяжесть обвинения в прожорливости так же не выдерживает критики. Строение челюстей пеляди таково, что основным питанием для нее являются придонные моллюски, которые совсем не входят в рацион Ерша. Исследования питания ценных пород рыб (пеляди, муксуна и нельмы) показали, что индекс накормленности пеляди практически повсеместно близок к максимальным значениям, тогда как индекс накормленности муксуна существенно ниже и еще ниже он у нельмы. А Ерш именно входит в рацион питания муксуна и нельмы. О какой пищевой конкуренции тут может идти речь? Тем более, что Ерш активен в сумерках и ночью, а пелядь кормится в светлое время суток. Пелядь разыскивает добычу, ориентируясь на зрение, а Ерш на обоняние. Слепой Ерш кормится вполне успешно.
Обвинение третье.
Ерш сорная рыба, не пригодная ни к чему и никто его, с его колючками, не ест.
Это смехотворно. Если Ерш запрограммирован природой жить до 15 лет, то отчего же более 90% популяции Ерша в наших водоемах составляют особи 1-3 лет! Пресс на популяцию Ерша столь гигантский, что едва ли треть популяции успевает достичь возраста воспроизводства (2г.). От вымирания Ерша спасает только порционный нерест и высокая плодовитость.
Едят нашего подзащитного. И как еще едят!
Может быть, своими иголками и страшным расшаперенным видом Ерш и способен произвести впечатление на слабонервного рыболова, но уж никак не на хищных рыб, гораздо более понимающих в Ерше, с гастрономической точки зрения, хотя бы.
Нельма. В рационе нельмы Ерш обычно составляет до 60%. А в исключительных обстоятельствах (озерная форма нельмы), может занимать и до 90% рациона. Нужно ли говорить о важности Ерша в экосистеме, учитывая коэффициент накормленности!?
Муксун. Мелкий Ерш составляет весьма существенную долю в рационе муксуна, не являющегося в полном смысле хищным видом, но делающего исключение только в пользу Ерша.
Налим. Проходные формы налима питаются практически исключительно ершом. Не случайно Ерш излюбленная наживка при ловле налима.
Судак. Основной рацион – Ерш. Не случайно основные места охоты судака – русла и подъяровые коряжники соответствуют местам обитания Ерша.
Окунь. Рацион окуня очень разнообразен. Он зависит от расы окуня, его возраста и особенностей среды обитания. Но, для глубоководной расы хищного окуня, Ерш очень быстро из пищевого конкурента становится одним из основных блюд.
Щука. Свыше 1-1,5 кг. щука мало обращает внимания на Ерша, в силу его малых размеров, разве что попадется экземпляр в 500гр. Однако для мелкой щуки Ерш составляет основу питания. И колючки ее нисколько не пугают. Наверное каждый рыболов может припомнить случаи, когда оставленная на ночь донка с червяком утром приносила мелкую щучку. На червяка ловился Ерш, а уже на него – мелкая щука.
Исходя из всего изложенного – Ерш отнюдь не сорная, никчемная рыба, а очень важное звено в пищевой цепи экосистемы и в ряде случаев основа пищевого благополучия многих ценных пород рыб. Кроме того, Ерш очень чувствителен к качеству воды и может служить индикатором благополучия биосистемы водоема.
Нечего по большому счету инкриминировать Ершу!
Отчего же так устойчив миф о его никчемности и даже вреде в водоемах? Во многом виноват его совсем не эстетичный вид: маленькое, ужасно сопливое тельце с огромной головой, с ужасающего вида колючками, уколы от которых очень болезненны и долго не заживают. Малая пригодность в пищу, за исключением приварка в уху, которым многие брезгуют по малопонятным причинам. Настырный клев ерша в ситуациях, когда рыболов рассчитывает совсем на другую добычу.
А главное, очевидно, заключается в том, что в условиях недостатка знаний, человеку свойственно путать местами причину и следствие. Доказанный факт, что с переловом хищных рыб популяция Ерша резко возрастает (вспомните жуткий пресс на популяцию ерша и ее огромный биологический потенциал). Этот рост популяции ерша транспарируется на снижение популяции крупных хищников (нельма, налим, судак) с однозначно обвинительным уклоном: проклятый Ерш сожрал всю икру ценных рыб. Его следует выловить подчистую и скормить скоту. Однако, нет никаких свидетельств, что массовый вылов ерша приводит к хоть сколько-нибудь заметному увеличению численности не только хищника, но других ценных рыб, например, пеляди. В результате антропогенной сукцессии водоемов страдают в первую очередь ценные промысловые виды. Высвободившиеся ниши заполняются «второсортными» видами – так природа борется с воздействием извне. Перенося вину за обнищание ихтиофауны на буферные виды и подрывая их «санитарными выловами», мы делаем антропогенную сукцессию водоемов необратимой.
Да здравствует Ерш! Пусть он живет вечно!
Ибо будет жив-здоров наш милый Ершик – будет жива и здорова наша среднеобская водная экосистема.