На каком то форуме нашел эту статью,мржет кому интересео будет.
В Москве наиболее классно, на высоком профессиональном уровне, не «на коленке» довёл «Буран» Валерий Новосельцев – сотрудник московского НТЦ «Исток».
Публикации по методике доводки по В. Новосельцеву имеются в «Крыльях Родины» №12/99г. – статья «Двигателю Бурана – новую жизнь» и в «Моделисте-Конструкторе» №9/2000г.- статья «Двигатель Бурана – вскрываем резервы».
Я хотел давно наладить контакты с этим товарищем, но E-mail «Крыльев Родины» хранит гордое молчание а «Моделисту-Конструктору» нужно писать по почте. Нужно попробовать через телефон МК или поисковую систему АПОРТ – НТЦ «Исток».
Дело в том, что я модернизировал свой Буран по этой методике частично – установил лепестковые клапана, дополнительные продувочные окна в поршнях и каналы в цилиндрах (каналы несколько иначе, более технологично, чем Новосельцев), поджал головки. Плюс – 2 карбюратора, вредный клиноремённый редуктор заменил на шестерёнчатый 1:3, ВВ диаметром 1,9м харьковского изготовления. Эксплуатационные материалы – бензин А-95, масло наше «Спектрол-байкер», 2-х тактная полусинтетика, присадка ER. Результат – статическая тяга 140 кг на 5250 об/мин, скороподёмность с одним около 4м/сек, мах скорость 100км/час (крыло 17м, с дальнейшем ростом скорости начинается раскачка по крену). Двигатель ни на каких режимах не греется, отказов не было.
Мой товарищ Н.Севостьянов так же модернизировал свой Буран по моим «плюсам», а из рекомендаций Новосельцева прибавил важные доработки по коленвалу и частично – вытеснители вредного объёма. Частично – потому что на щеках коленвала вытеснители поставили, но не навивкой эпоксидка-стеклоткань, а напресовкой соответствующих колец из стали. В картер вытеснители поставить не смогли – их изготовлние и крепёж технологически сложен и, показалось, не надёжен. Потом, уже после сборки, вспомнилась технология подсмотренная у картингистов при форсировке двигателя «Минск» (а они, в свою очередь взаимствовали её из книги П. Гусака «Эндуро – вчера, сегодня, завтра») – они снимают сталь по периметру со щёк коленвала по условиям прочности и на месте снятого напрессовывают кольцо из Al (за счёт облегчения коленвала осушествляется форсировка по оборотам – они поднимаются на 1000 – 1500 об/мин), в нашем же случае напресовывать нужно не кольцо а в виде стакана – дно стакана будет служить боковым вытеснителем в картере. Это следует производить при распресовке коленвала упрошается и сулит дополнительные преимущества, понятно какие. Кроме того должны снизиться нагрузки на коленвал – это наиболее слабое место у «Бурана». Поэтому очень важна тонкая балансировка коленвала, статическая и динамическая, со всем оборудованием. Она, в принципе, решает всё, в смысле надёжности и долговечности, не проведи её и идея доводки Бурана будет дискредитирована. Что говорят насчёт слабости картера Бурана, не совсем верно – на базе его картера безотказно работает Ижевский двигатель ДШ-2 мощностью 60 л.с.
2-й двигатель ещё не крутили – устанавливаем.
Конечно же, заманчиво было бы изготовить изюминку В.Новосельцева ВВ на основе профиля Вортмана Fx-63, но он его не опубликовал.
Короче, резервов форсирования и доводок Бурана по пути повышения надёжности много и сегодняшний Буран уже не тот, что был до 1990г. Но репутацию восстановить сложно при наличии 2-тактных Rotax, хотя и те и другие находятся на одной полке — к авиационной эксплуатации не допущены, т.к. не сертифицированы по авиационным нормам. Тем не менее цена у нас решает многое.
Резервы – дублированное зажигание методикой доработки владеют Воронежцы.
- резонансные трубы – технологией изготовления владеют конструкторы «Жук-42» (хотя лучшие трубы, говорят, были у виртуоза, в том числе и по доводке Бурана абсолютногочемпиона СССР 1988 года по дельталётному спорту В. Евтушенко, ныне покойному).
О путях форсировки Бурана более подробно я изложил в статье «Нужен ли нам свой, отечественный двигатель для СЛА и какой» — она размещена на этом форуме пониже. Много материалов печаталось по доводкам в журнале «Авиация общего назначения», МК, КР.
Дмитрий – важно сформулировать задачу по доводке Бурана, какие работы хочешь провести а то без конечной цели можно зайти очень далеко – вон изготовители «Жук-42» даже перевели свой Буран на жидкостное охлаждение!
Удач!
Сергей Коробецкий.