sirius_x, Александр, а ты задавался вопросом, почему буксировщик на 500-ой гусе с лыжным модулем (лыжи Камопласт, ууузенькие такие) не валится в стороны, а толкач с той же гусей и корытом шириной 600 мм валится. А я тебе отвечу , всё дело 1) в правильной развесовке, 2) в правильной посадке водителя. А теперь объясню, что я имею ввиду по пунктам.
1) Под правильной развесовкой я понимаю а) когда площадь управляющего корыта и положение водителя подобраны таким образом, чтобы давление на снег от корыта и от буксировщика было
одинаковым (или почти одинаковым); б) когда точки крепления рамы толкача к буксировщику и передней вилки к корыту подобраны таким образом, чтобы и буксировщик и корыто шли по поверхности снега
горизонтально, используя всю свою полезную площадь. Как же поступают многие? Покупают большое по площади корыто и думают. что этим самым уменьшат давление на снег. Да, уменьшают, но только у корыта и в результате оно идет п
оверху, лишь незначительно придавливая снег, а бедный тяжелый букс пытается продавить эту стену, карабкается на неё, рыскает из стороны в сторону..... О какой устойчивости может идти речь? Точку крепления рамы к буксу выбирают наугад (чаще посередине), независимо от расположения силовой установки (СУ). При заднем расположении СУ букс встает в свечку и, уверен, никакие ограничители и фиксаторы рамы проблему не решат. При переднем расположении двигателя картина как-то выправляется, но при большом корыте букс продолжает жить своей жизнью.....
2) Теперь о посадке. Практически все толкачестроители считают, что для улучшения устойчивости (уменьшения валкости) толкача нужно снижать центр тяжести (здесь я двумя руками ЗА), а для этого надо делать посадку водителя как можно ниже ( вот здесь я категорически ПРОТИВ). Да, снижать центр тяжести самой конструкции нужно за счет низкого расположения агрегатов, уменьшения паразитных размеров по высоте, НО не за счет снижения посадки водителя.
Посадка водителя должна быть удобной (как на стуле),потому что именно при такой посадке можно активно играть телом при поворотах, перенося центр тяжести толкача в сторону поворота. При низкой ( полулежачей) посадке активная работа телом сводится к минимуму и водитель не в состоянии повлиять на наклоны толкача . О какой устойчивости и управляемости может идти речь?
Однако этого мне показалось мало. Посмотрев множество видео снегоходов и буксировщиков с лыжным модулем, я пришел к выводу, что очень часто для лучшей маневренности недостаточно просто играть телом (его частью выше пояса), а нужно привстать и перенести вес всего тела в ту или иную сторону, назад или вперед. На толкаче, когда ноги стоят в корыте, это проделать невозможно, т.к. пригрузив заднюю часть корыта своим весом, оно тут же становится в свечку. А если всёже получится встать, то повернуть самого себя в повороте физически невозможно. Вывод - нужна подножка, как на снегоходе, чтобы она была независима от корыта. Встав на эту подножку, можно активно переносить вес тела влево-право при поворотах и вперед-назад при подъемах и спусках. Всё это я показывал на фотографиях выше.
Вот, блин, устал печатать. Извини, наболело.